Незаконная добыча песка влечёт ответственность за неправомерное пользование недрами. Избежать наложения санкций за действие в отношении освоения участка недр с находящимся на территории освоения песком можно получением лицензии. Однако при отсутствии лицензии уполномоченные органы, помимо оплаты штрафа, обяжут произвести возмещение государству вреда, связанного с незаконной добычей песка.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Общие требования для добычи песка
- В Российской Федерации действия по добыче песка связаны с соблюдением требований по прохождению лицензирования этого вида деятельности, поскольку песок относится к полезным ископаемым и причисляется к объекту недр.
- При этом нормативно определены субъекты, которые могут свободно добывать песок, не боясь санкций за этот вид деятельности:
- Владельцы земельных участков, категория пользования которыми определена как приусадебная, садовая или огородно-садоводческая. На территории такой земли в границах частной собственности добывать полезные ископаемые не противозаконно.
- Юридические лица, которые добывают песок на территориях геологического отвода земель либо в границах горного отведения. При этом такая деятельность должна быть занесена в ОКВЭД такого предприятия.
Коммерческое предприятие, принимающее решение о добыче песка в промышленных масштабах, должно позаботиться о наличии:
Соответствующей квалификации специалистов по разработке песчаного карьера.
- Техники, которая предназначена для работы в карьере.
- Специалистов в области проведения измерений на местности карьера и дальнейшего отображения на специализированных картах местности. Таких специалистов называют маркшейдерами и предприятие, которое претендует на добычу песка, обязано содержать в штате службу таких инженеров или техников.
Помимо наличия персонала и оборудования, следует иметь определённые права на участок.
Состав преступления
В зависимости от квалификации деяния, а также от тяжести нанесённого ущерба ответственность за незаконную добычу песка может носить административный характер либо подлежать уголовному наказанию.
Чаще всего привлечение правонарушителя к ответственности производится по части 3 статьи 8.13 КоАП РФ.
Эта статья содержит восемь различных диспозиций, в том числе и по незаконной добыче песка в границе водного объекта. Данное правонарушение имеет формальный состав.
Объектом охраны в этом случае являются общественные отношения в сфере добычи водных ресурсов, причисляемых к природным ископаемым.
В соответствии с санкцией данной статьи размеры штрафа невелики:
- Для нарушителя – физического лица ответственность не может превышать полторы тысячи рублей.
- Для нарушителя – представителя от организации максимальный размер штрафа удваивается и не может быть вменён более чем трёх тысяч рублей.
- Как и положено самая высокая ответственность наступает у юридического лица. При этом максимальный размер штрафа превышает в десять раз ту сумму, которая накладывается на представителя или должностного лица организации.
В отдельных случаях нарушителей привлекают к ответственности за нарушение ч. 1 статьи 7.3. Эта норма предусматривает ответственность за самовольную добычу песка, без специального дозволения уполномоченного органа.
Штрафные санкции за такое правонарушения гораздо весомее. Гражданин, осуществляющий самовольную добычу, будет оштрафован на сумму до 5 000 рублей. Тогда как уполномоченное от организации лицо (представитель или должностное лицо) понесёт наказание не более чем в 50 000 тысяч рублей. Организация может быть подвержена административному наказанию до 1 000 000 рублей. При этом минимальный размер штрафа обозначен суммой в 800 000 тысяч.
Если в процессе добычи песка организация получила прибыль в большом размере и при этом не соблюла требования по лицензированию, то она будет привлечена к уголовной ответственности.
Частью первой указанной статьи предусмотрено наказание, накладываемое на руководителя организации в виде:
- штрафа (максимальный барьер не может превышать 300 000 рублей);
- размера дохода или зарплаты за два предшествующих года;
- обязательных работ общей протяжённостью до 8 дней;
- ареста сроком не более полугода.
Статьёй 171 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за ведения предпринимательской деятельности без получения разрешительных документов (в данном случае без лицензии на добычу песка).
- Отягчающее обстоятельство предусмотрено частью 2 указанной статьи и предусматривает то же деяние, которое совершается организованной группой или с извлечением сверхприбыли.
- Ответственность может наступить в виде:
- штрафных санкций от 500 000 до 1 000 000 рублей;
- размера дохода или зарплаты от 12 до 36 месяцев;
- принудительных работ общим сроком до 60 месяцев;
- лишения свободы общим сроком до 60 месяцев с обязательным наложением штрафа до 80 000 рублей (штраф может быть заменён суммой размера зарплаты не более чем за 6 месяцев).
В зависимости от квалификации преступления и от обнаруженных последствий незаконной добычи песка, суд может установить ответственность как на основании норм КоАП, так и на основании норм УК РФ.
Как получить разрешение на добычу песка
Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.
После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.
Для получения лицензии на добычу песка понадобятся следующие документы:
Заявление или заявка на получение лицензии. В ней указываются реквизиты юридического лица, прописывается местоположение участка, цель, а также производится прогностический расчёт для потребностей в добыче.
- К заявлению прикладываются копии свидетельств о праве собственности на устройства и технические средства, которыми будет вестись добыча.
- Прикладывается штатное расписание и документы о квалификации персонала компании.
- Прикладывается подтверждение наличия в штате службы маркшейдеров. Законодательство дозволяет привлекать данную службу по договору аутсорсинга, сопровождение определённого вида деятельности с привлечением специалистов из собственного штата.
- Одним из приложений к заявлению является бухгалтерский баланс или справка о финансовом состоянии.
- Копия свидетельства о возможности использовать участок земли (выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде).
- Копия квитанции об оплате государственной пошлины.
Важно знать, что право на добычу песка по лицензии не может быть передано третьим лицам. То есть, подрядные отношения в данном случае запрещаются.
Если организация передаёт права в порядке цессии (например, переуступки долга и права заниматься деятельностью), то и разрешение подлежит переоформлению.
Возмещение вреда
Законодательно предусмотрено, что несанкционированная добыча песка влечёт не только штрафные санкции в отношении нарушителей, но и накладывает бремя возмещения вреда.
Вопрос о возмещении вреда решается в рамках судебного заседания, но возможен вариант и добровольного возмещения. В 2013 году Правительство установило расчёт, по которому следует выводить сумму, возмещающую вред государству.
Главный критерий, вносящий ясность в возможность взыскания вреда, – вина нарушителей. Если в отношении лиц, самовольно добывающих песок, возбуждено административное производство (равно как и уголовное или гражданское), то вина автоматически признаётся.
Такие платежи перечисляются в местные бюджеты или бюджеты районов с оговоркой «по месту нанесения вреда».
В расчёт итоговой суммы возмещения вреда вкладывают:
- стоимость всех запасов, которые были самовольно добыты;
- расходы на восстановление последствий вреда (возможен учёт сумм, которые не затрачены, но предусмотрены техническими документами);
- расходы уполномоченного органа на выведение суммы причинённого ущерба и восстановления вреда.
Подобные подсчёты производит местное отделение Росприроднадзора или иной уполномоченный в субъекте РФ орган.
Лица, добывающие песок на законных основаниях, производят отчисление налога на добычу полезных ископаемых.
Если такая деятельность ведётся незаконно, то и обязанность по уплате налога отсутствует. При этом внесение в ФНС налога на добычу не будет приравниваться к возмещению вреда от нелегальной деятельности.
Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/nezakonnaya-dobycha-peska
В россии будут расследовать случаи добычи полезных ископаемых без лицензии
В КоАП может появиться отдельная норма о возможности проведения административного расследования за правонарушения в области пользования недрами без лицензии на это. Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть на пленарных заседаниях в июне.
Законопроект разработан группой депутатов во главе с Председателем Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдаром Гильмутдиновым.
Также предлагается установить, что расследованию будут подлежать случаи нарушения условий, предусмотренных лицензией.
Авторы инициативы указывают, что сейчас сложилась ситуация, при которой правонарушители могут остаться безнаказанными за совершение указанных деяний.
Для лиц, допускающих пользование недрами без соответствующей лицензии или с нарушением условий лицензии или требований технических проектов, в зависимости от размера ущерба установлена уголовная или административная ответственность. Уголовное наказание предусмотрено, если доход нарушителя составляет более 2,25 млн рублей. В случае выявления признаков уголовных деяний материалы направляются в правоохранительные органы. Но их не так легко выявить.
Читайте по теме
Авторы документа указывают, что с 2015 по 2016 годы из 72 материалов, направленных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, возбуждено 26 уголовных дел. При этом сумма нанесённого окружающей среде ущерба составила 440 млн 978 тысяч рублей. Но в большинстве случаев вынесены постановления о прекращении уголовных дел, так как практически невозможно доказать объёмы незаконно добытых общераспространенных полезных ископаемых и установить личности граждан, причастных к совершению правонарушения в рамках административного производства. В итоге преступники остаются безнаказанными.
Закрепление в КоАП нормы о возможности проведения административного расследования по таким нарушениям позволит привлекать специалистов-маркшейдеров, которые смогут определить объёмы и виды изъятых ископаемых, рассчитают размер вреда окружающей среде и затраты на рекультивацию нарушенных земель. Законопроект позволит повысить эффективность проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Источник: https://www.pnp.ru/economics/v-rossii-budut-rassledovat-sluchai-dobychi-poleznykh-iskopaemykh-bez-licenzii.html
Закон о скважинах на воду в частном доме и на даче 2019
Вышли новые правила о пользовании подземными водами. Владельцы частных домов и дачники забеспокоились. Ведь так называемый закон о скважинах в частном доме, который вступил в силу в 2019 году повлечет за собой новые налоги, ужесточит требования.
Статья 19.2 Закона “О недрах” с последней редакцией от 2019 года
Вырезка из закона “О недрах”
Как видно из статьи 19.2 обычному дачнику или садоводу волноваться не стоит. Никто не заставит Вас получать лицензию на скважину, которую вы используете для собственных нужд.
Несмотря на это уже сейчас появляются сообщения о попытках мошенничества и принуждения получения липовых “лицензий”.
Будьте внимательны, не попадитесь на уловки мошенников! Полностью текст Закона “О недрах” можно прочитать на сайте КонсультантПлюс.
С одной стороны, недра принадлежат государству. Питьевая вода по сути – полезное ископаемое, наряду с нефтью, газом, каменным углем. Ее месторождения и места добычи подлежат государственному учету и контролю. Каждая скважина внесена в госреестр, ей присвоено регистрационное свидетельство.
На Вашем участке уже есть скважина или еще думаете о Плюсах и Минусах?
С другой стороны, почему человек, обустроивший участок, за который он уже заплатил налог, вложил собственные средства на строительство частного колодца на даче, пользуется им изредка и исключительно в личных целях, должен платить еще?
Контроль за водопользованием объективно необходим потому, то имеет тесную взаимную связь с экологическим благополучием жизни и эпидемиологической обстановкой.
Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду
- Закон о регистрации скважин на воду вступил в силу с 1 января 2019 года.
- Все, кто занимается добычей воды, распределены на три категории:
- Юридические лица, ведущие производственную и хозяйственную деятельность, добывающие артезианскую воду.
- Садоводческие товарищества, дачники, пользующиеся скважинами в личных некоммерческих целях.
- Частные лица, пользующиеся подземными источниками для удовлетворения собственных потребностей. Эта группа ограничена рядом регламентирующих условий.
Советуем почитать: Классы, ПДК и нейтрализация вредных химических веществ
Законодательно утверждена процедура добычи воды. Если предполагается бурить артезианскую скважину, обязательно потребуется лицензия.
Если колодец построен для частных нужд на даче и расположен на глубине первого от поверхности земли водоносного слоя (на песке), разрешение на него получать не нужно.
Что можно по закону без регистрации и лицензии?
Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.
В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:
- Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
- Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
- Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.
Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.
С проблемой столкнутся владельцы частных колодцев, где подземные воды в принципе залегают очень глубоко. А даже в Подмосковье есть территории, где водоносный песчаный или известняковый слой расположен на глубине 20 и более метров. Здесь без лицензии не обойтись вовсе.
Нововведения в законодательстве о недрах
- Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.
- В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.
- Узаконить колодец придется, если:
- Вода используется для производства товаров.
- Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.
Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины.
В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.
Как регистрируется водоносная скважина?
Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2020 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.
И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2020 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.
Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.
Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду
Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.
Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.
Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.
Как зарегистрировать уже готовую скважину?
Если артезианская скважина уже имеется, и закон вступил в силу после, ее все-равно придется регистрировать на общих основаниях. В противном случае скважину или колодец обяжут ликвидировать в судебном порядке.
Как получить лицензию на водопользование из скважины?
Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:
- Технический паспорт установленного образца.
- Проведение геофизических исследований.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).
Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.
Чтобы оформить скважину, потребуются:
Для физических лиц | Документ, удостоверяющий личность. |
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды). | |
Генплан участка. | |
Кадастровый план участка. | |
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры. | |
Для юридических лиц | Банковские реквизиты организации. |
Фактический и юридический адрес. | |
Устав. | |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. | |
Свидетельство ЭГРЮЛ. | |
Документы об учредителях. | |
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам. |
Советуем почитать: Бытовые сточные воды: как образуются, состав, очисткаКак Вы оцениваете КАЧЕСТВО воды в вашей скважине?
Возможно понадобятся и другие документы. Процедура оформления может занять длительное время в зависимости от вида скважин, потребуются изыскательные работы. Проект проведения работ по бурению согласуют с контролирующими органами.
Как правило, к процессу привлекают специализированные организации, которые имеют лицензию, опыт проведения геолого-разведывательных и буровых работ, обладают базой геологических данных о местности.
Специалисты возьмут на себя подготовку разрешительной документации. Кроме того, подобные организации дают гарантию качества, необходимого объема воды из скважины и сроков пользования источником.
Лицензию на водопользование выдает Министерство природных ресурсов. Она содержит следующие сведения:
- Информация о владельце.
- Цели использования источника.
- Основания для предоставления лицензии.
- Предполагаемый объем водопотребления.
- Местонахождение (географические координаты).
- Геологическая информация из федерального реестра.
- Условия безопасного использования.
- Описание процедуры разведывательных работ.
- Срок действия выданного документа.
- Условия и порядок оплаты.
Дополнения и изменения в условия лицензии вносятся с ведома и по согласованию с органами госреестра и пользователем.
Срок получения лицензии на недропользование
От подготовки проекта до получения лицензии на недропользование пройдет больше года.
- Вначале делают геологические изыскания. На это требуется до 6 месяцев.
- Затем оформляют экспертную оценку водных запасов. Она занимает по времени от 3 до 12 месяцев.
- Наконец, официальное заключение готовится от 4 до 12 месяцев.
Приступая к официальному оформлению артезианской скважины, нужно отдавать себе отчет в том, какой объем работы придется выполнить. Но если источник дает достаточный объем воды, а она при этом высокого качества, то ее добыча будет приносить доход на протяжении десятков лет.
Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/zakon-o-skvazhinah-v-chastnom-dome
Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:
Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.
В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
- Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
- Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
- Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.
По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.
Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст.
158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст.
171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).
В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.
Приморская межрайонная природоохранная прокуратура
Источник: http://prosecutor.ru/right/2015-10-05-prirodoohrannaya.htm
В госдуме обсудили правовое обеспечение борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых
23 мая Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел заседание «круглого стола» на тему «Правовое обеспечение борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых».
Модерировал дискуссию член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Ищенко, во вступительном слове представивший Доклад Комитета, вышедший в апреле и повлекший обсуждение данной темы в рамках «круглого стола».
В Год экологии особенно остро стоит проблема теневого природопользования. По словам А.Ищенко, «воруют все, что лежит под ногами», «ежегодно государству наносится ущерб, исчисляемый миллиардами рублей», в том числе при разработке нелегальных карьеров для добычи строительного песка, черной добычи нефрита, янтаря, мамонтовой кости и в других направлениях недропользования.
Достижение эффективности использования природных ресурсов возможно, если будут выработаны четкие правила, стандарты профессиональной деятельности природопользователей, сформированы отраслевые компенсационные механизмы, созданы условия, при которых риск нарушений будет минимизирован, а государство гарантированно будет получать компенсацию за нанесенный ущерб, — считают в профильном Комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. По экспертной оценке, представленной в апрельском Докладе Комитета, ежегодная нелегальная добыча древесины составляет 13 млн кубических метров или 119 млрд рублей, охотничьих ресурсов — 36 млрд руб., водных биоресурсов — 20 млрд руб., дикоросов – 300 млрд руб., нефти — 10 млн тонн или 140 млрд руб., угля – 3 млрд руб., золота – 10 тонн или 26,9 млрд руб., янтаря – от 70 тонн и более или от 5,8 млрд руб., нефрита – 2080 тонн или 125 млрд руб., мамонтовой кости – 60 тонн или 1,5 млрд руб… Потери России от незаконной добычи природных ресурсов – более 817,2 млрд рублей в год.
Участники «круглого стола», рассматривая и обсуждая проблемы, предлагали пути решения, подчеркивая, что эффективное использование природных ресурсов – это комплексная проблема.
Так, депутат Николай Будуев посвятил свой доклад добыче нефрита в Забайкалье, а член Совета Федерации Степан Жиряков говорил о незаконной добыче золота в этом регионе, приводил примеры вредительства черных старателей на хвостах месторождений.
Докладчики поднимали вопросы ответственности правоохранительных органов, создания условий для легальной работы, в первую очередь, местного населения, предлагали использовать космическую съемку для контроля за месторождениями, по аналогии с пожаротушением.
Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов предложил «срочно вносить» в действующее законодательство и принимать поправки по ужесточению мер, а главное, вводить многомиллионные штрафы.
По его мнению, чтобы не было незаконной добычи, также нужно облегчить получение лицензий для добычи полезных ископаемых частными предпринимателями.
При повторном нарушении нужно установить уголовную ответственности, считает депутат.
Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Владимир Бордиян рассказал о «широком спектре строительных материалов, представленных множеством месторождений на территории края». Остановился на трех, по его словам, важных аспектах.
По его мнению, ужесточение мер вплоть до уголовной ответственности ни к чему не приведет, так как пострадают подставные лица, а предложение по изъятию оборудования имеет смысл и может быть эффективным. В.
Бордиян предложил наделить субъекты федерации полномочиями по определению объемов для добычи и контроля, выдвинул ряд других предложений.
Заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Фаяз Шакиров поделился практикой пресечения безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) во взаимодействии с правоохранительными органами в Республике Татарстан.
Негативные аспекты правового регулирования сферы обращения драгоценных металлов перечислил представитель ФСБ Евгений Демченко.
Эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Роман Шамордин, говоря о проблемах осуществления добычи полезных ископаемых, находящихся за пределами границ участка недр, из‑за технических ошибок в лицензиях на пользование недрами, настаивал на «послаблении административных мер для физлиц — пользователей садовых участков и огородников до получения ими лицензии» скважины с водой. Другие эксперты предупреждали о социальном взрыве при установлении такого лицензирования для садоводов и дачников, 90% из которых пенсионеры.
Представитель Генпрокуратуры Евгений Надыршин рассказал о конкретных примерах незаконной добычи полезных ископаемых и представил статистику по ущербам, сообщил, что по большей части представлений Генпрокуратуры в 2016 году нарушения уже устранены.
По его предложению, необходимо единообразно изымать орудия производства незаконной добычи по всем нарушениям, чтобы собственники оборудования не избегали ответственности.
Говоря об уголовной ответственности за нерациональное использование и извлечение природных ископаемых, предложил не только ввести административную и лицензионную ответственность, но и изымать участки из собственности.
Депутат Калининградской областной Думы Михаил Зацепин признал «особенную актуальность темы для Калининградской области», где наравне с официальным карьером Калининградского янтарного комбината «трудятся тысячи незаконных старателей».
Комбинат, в 2016 году добывший 450 тонн янтаря, платит налоги в бюджет Российской Федерации, а теневые старатели, добывающие ещнегодно порядка 50–150 тонн янтаря, не платят, принося ущерб государству порядка 10 млрд рублей.
Некоторые из них по 5–6 раз за ночь задерживаются за незаконное проникновение на объекты добычи, отметил депутат Калининградской Думы и предложил к отягощающим факторам незаконной добычи отнести использование тяжелой техники в особо охраняемых природных территориях.
Заместитель Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия Ирина Ушакова-Кудряшова обратила внимание на правовую неопределенность в законе о недрах по добыче ОПИ, гравия и песка, особенно в процессе строительства и ремонта дорог общего пользования на лесных участках.
Эксперт Общественной палаты заявила, что незаконная добыча песка, глины и известняка на землях сельхозназначения в перенаселенной Московской области приведет к экологической катастрофе.
Эта деятельность, по словам заместителя руководителя рабочей группы по экологической безопасности Москвы и МО при Общественной палате Российской Федерации Светланы Долговой, в регионе ведется открыто в полном взаимодействии с правоохранительными органами.
В частности, эксперт приводила ряд конкретных примеров по закрытию таких незаконных карьеров при участии телевидения и Минприроды, указывала на коррупционную направленность деятельности ряда чиновников МВД и Прокуратуры Московской области, называла персоналии.
В ходе заседания неоднократно подчеркивалось, что мера ответственности не сопоставима с получаемым доходом от незаконной добычи полезных ископаемых.
Поэтому участники обсуждения говорили о необходимости комплексного противодействия этому явлению.
Более того, эксперты отмечали выстроенность и достаточность законодательной базы, проблемы, по убеждению многих, связаны с обязательностью правоприменения на местах.
- В заседании участвовал Директор Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России Алексей Орел, дававший пояснения.
- Обсуждая предложения по совершенствованию действующего законодательства, среди мер, необходимым для борьбы с незаконной добычей и использованием природных ресурсов, участники «круглого стола» особое место уделяли планированию и исполнению контрольно-надзорной деятельности, обеспечению компенсации нанесенного вреда природе, наставали на неотвратимости адекватного наказания для нарушителей.
- Все материалы, представленные участниками «круглого стола», и предложения депутатов лягут в основу готовящихся в Комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендациях Правительству, Госдуме и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации.
Источник: http://duma.gov.ru/news/13697/
Чиновники курганских муниципалитетов незаконно давали "добро" на добычу полезных ископаемых
В Курганской области главы сельских советов разрешают добычу полезных ископаемых на своих территориях, не имея на то полномочий.
Руководители администраций заключают договоры с предпринимателями на благоустройство — скажем, жилого сектора, территории свалок — или строительство пожарных водоемов, а расплачиваются с ними полезными ископаемыми, добытыми как бы для этих целей.
Такие случаи отмечены в Половинском, Далматовском и других районах области.
Например, глава одного из сельсоветов Шадринского района разрешил местной строительной организации добывать, вывозить и продавать суглинок, но с обязательным условием восстановить улицы в селе и проселочные дороги.
Цель вроде благая, но при этом ни глава, ни предприниматель не имели права заключать подобного рода соглашения. Ведь недра и содержащиеся в них полезные ископаемые — государственная собственность. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Выдача лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых относится к компетенции уполномоченного органа Курганской области — департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Органы местного самоуправления являются распорядителями только земельных ресурсов в границах муниципальных образований.
Прежде чем добывать песок или суглинок, предприятия должны оформить отношения с собственниками земли, на которой они собираются вести работы, и получить лицензию на пользование недрами. Муниципальные служащие обязаны об этом знать.
— Проблема незаконного недропользования возникла давно, — говорит начальник отдела водного и геологического контроля областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Ирина Капишева.
— Строятся дома, дороги, масштабная стройка требует большого количества песка, глины, щебня и других материалов. Чтобы получить их законным путем и оформить официальную лицензию, нужны дополнительные средства, в том числе и на восстановление раскопанного участка.
Вот и ищут строительные организации, где копнуть поближе и бесплатно. А главы муниципалитетов идут у них на поводу.
В этом году незаконное недропользование приобрело новые черты. Все чаще нарушителями законов становятся владельцы участков, в том числе физические лица. Оформив землю в собственность, они считают, что и недра теперь перешли в их распоряжение и они имеют право пользоваться ими по своему усмотрению.
В одном районе, например, гражданин приобрел в собственность участок, чтобы обустроить на нем водоем для разведения рыбы. А когда начал копать, обнаружил добротный строительный песок. Предприимчивый хозяин продал его строительной фирме, которой руководит… он сам. По этому делу сейчас идут судебные разбирательства.
По подсчетам департамента, ущерб оценивается в сотни тысяч рублей.
По закону, без лицензии общепринятые полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе, можно добывать на глубине не более пяти метров. Но только для собственных нужд — без извлечения прибыли. А вот вывозить стройматериал с территории, тем более продавать — только по лицензии. За пользование недрами без разрешения грозит штраф до 40 тысяч рублей.
Кстати
За последние полтора года департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области пресек 30 случаев незаконного пользования недрами. Нарушители заплатили более полумиллиона рублей штрафа. Одиннадцать из двенадцати судебных решений принято в пользу департамента.
Источник: https://rg.ru/2009/09/10/reg-ural/nedra.html
Штрафы за нарушения для водопользователей
Правила охраны водных ресурсов содержатся в нескольких нормативных правовых актах, основным из них является Водный Кодекс РФ, который подробно регламентирует требования к охране в главе 6. В сфере охраны водных ресурсов КоАП РФ содержит несколько подробных статей с различными санкциями за нарушения. В данной статье мы расскажем про штрафы для водопользователей.
1. Нарушение правил охраны водных объектов
Так, по статье 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» предусмотрены наказания:
Состав нарушения | Для должностных лиц | Для ИП | Для юридических лиц |
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | 20000-30000 | — | 80000-100000 |
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования | 20000-30000 | 20000-30000 или АПД до 90 суток |
200000-300000 или АПД до 90 суток |
Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов | 30000-40000 | — | 100000-120000 |
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45* | 50000-80000 | 50000-80000 | 150000-300000 |
Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах | 50000-80000 | — | 150000-300000 |
При этом штрафы для ИП в ряде случаев не предусмотрены, в данных ситуациях ИП несут наказания как граждане либо как юридические лица.
* — статьей 8.45 предусмотрены штрафы за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Данные санкции будут рассмотрены ниже.
Словарь
Водоохранная зона — территория, которая примыкает к береговой линии (границам водного объекта) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранных зон с наложенными дополнительными ограничениями на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.
Больше информации о воде
2. Нарушение правил водопользования
Другая статья КоАП РФ по санкциям в сфере водоохранной деятельности — статья 8.14. «Нарушение правил водопользования». Она включает штрафы:
Состав нарушения | Для должностных лиц | Для ИП | Для юридических лиц |
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | 10000-20000 | 20000-30000 или АПД до 90 суток |
80000-100000 или АПД до 90 суток |
Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений | 30000-40000 | — | 80000-120000 |
Статья 8.15 регламентирует наказания за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Правила эксплуатации таких сооружений и устройств установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
К таким сооружениям и устройствам относятся водопроводяшие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения; гидротехнические сооружения, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Нарушение таких правил влечет штрафы для должностных лиц 30000-40000 руб., для юридических лиц – 80000-120000 руб.
3. Нарушения правил осуществления хозяйственной и иной деятельности
Статья 8.
42 включает меры наказания в случае нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе Водного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Смотреть пакет услуг по ЗСО
Согласно СанПиН 2.1.4.027-95, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.
Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Соответственно этому разделению разделены и штрафные санкции:
Состав нарушения | Для должностных лиц | Для ИП | Для юридических лиц |
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | 8000-12000 | — | 200000-400000 |
Использование территории 3 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований | 10000-15000 | — | 300000-50000 |
Использование территории 2 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований | 20000-40000 | 20000-40000 или АПД до 90 суток |
500000-600000 или АПД до 90 суток |
Использование территории 1 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований | 50000-80000 | 50000-80000 или АПД до 90 суток |
60000-1000000 или АПД до 90 суток |
Статья 8.45 содержит перечень наказаний за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод:
Состав нарушения | Для должностных лиц | Для ИП | Для юридических лиц |
Невыполнение указанных требований впервые | 30000-40000 | — | 500000-1000000 |
Повторно в течение года | 40000-50000 | 40000-50000 или АПД до 90 суток |
700000-1000000 или АПД до 90 суток |
4. Уголовная ответственность за загрязнение вод
Помимо административных мер наказания, в сфере охраны водной среды есть и уголовные наказания, в частности, установленные статьёй 250 УК РФ «Загрязнение вод»:
Вы не понесете административной и уголовной ответственности лишь в том случае, если Ваше предприятие имеет всю необходимую экологическую и разрешительную документацию на водопользование. Вы всегда можете обратиться в «ЭкоПромЦентр» за консультацией и разработкой экологической документации.
Заказать услугу
Источник: https://ecopromcentr.ru/shtrafy-voda/