Ресоциализация осужденных: что такое в 2020 году, социальная адаптация

Как сообщил Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, проект направлен на расширение возможности привлечения к труду лиц, осужденных к принудительным работам, а также отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях, то есть лиц, осужденных по нетяжким составам.

В настоящее время в законодательстве не закреплена возможность привлечения вышеуказанных категорий осужденных к труду вне исправительных центров и колоний-поселений. 

Законопроектом предлагается урегулировать этот вопрос. Вводится возможность создания специальных участков исправительных центров и колоний-поселений на базе организаций, в которых будут работать осужденные. Для этих целей организация будет предоставлять имущество в безвозмездное пользование в пределах того субъекта Федерации, где расположено соответствующее исправительное учреждение. 

«Организация должна предоставить общежитие для проживания осужденных и другие помещения, имущество, необходимые для обеспечения условий и порядка отбывания наказания осужденными. Кроме того, на организацию будет возложено оказание содействия исправительному учреждению в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных», — сообщил Павел Крашенинников.

Определять порядок создания и функционирования специальных участков исправительных центров и колоний-поселений для труда осужденных будет Минюст России.

Вместе с тем, Павел Крашенинников отметил, что законопроектом не регламентирован надзор за такими осужденными, при том, что такие участки могут находиться в значительном отдалении от исправительного центра или колонии-поселения. «Это и другие замечания необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению», — сообщил парламентарий.

«Законопроект направлен на совершенствование уголовно-исполнительной системы. Предлагаемые изменения будут способствовать росту трудовой занятости осужденных, что в свою очередь позволит быстрее удовлетворить требования взыскателей в части возмещения ущерба, погашения штрафов или других имущественных взысканий.

Кроме того, предлагаемый механизм позволит решать задачи по ресоциализации осужденных. В частности, трудовая адаптация даст возможность осужденным, не имеющим профессии, приобрести трудовые навыки, благодаря чему у них появится больше возможностей найти работу после освобождения», — отметил Павел Крашенинников.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29772/

Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных — Психология и право — 2012. Том. 2, № 3

Попадая в МЛС, несовершеннолетние преступники в силу незрелости психики, отсутствия устойчивых морально-этических установок и иных сдерживающих механизмов легко приобретают новые антиобщественные привычки и идеологию.

Нередко после периода адаптации к новым условиям криминальная система ценностных ориентаций становится для подростка более привлекательной и кажется более справедливой, чем нормы, с которыми они сталкивались на свободе.

Другие, не привыкшие к жизненным трудностям, к самостоятельному решению личностных проблем, потеряв реальные жизненные перспективы и поддержку семьи, легко ломаются под прессингом жестоких взаимоотношений и после периода безнадежности и отчаяния также начинают приспосабливаться к неформальным требованиям тюремной этики.

Наибольшая опасность солидаризации с неформальной нормативно-ценностной системой криминальной субкультуры наблюдается у несовершеннолетних осужденных уже в силу естественных психофизиологических и психологических причин, особенно при недостаточно продуманных и адекватных мерах индивидуально-воспитательного воздействия.

Несовершеннолетние осужденные, испытывающие трудности в адаптации к условиям лишения свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обусловливающая злопамятность и скрытую агрессивность.

Они предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих.

Кроме того, для них характерны проявления агрессивного и аутоагрессивного поведения, направленного на других и на себя, возникающие в ситуациях эмоционального отвержения со стороны значимых лиц, отсутствие близких родственников, рассогласования привычных образцов поведения, противоречащих текущему психоэмоциональному состоянию неожиданных поручений, при предъявлении необоснованных претензий, притеснении со стороны окружающих, при собственных неудачах. Для некоторых же подростков агрессивность, бравада, неповиновение выступают средством поднятия своего личного положения в ближайшем социальном окружении, демонстрацией уверенности [3].

Лишение подростка свободы и социальная изоляция в значительной степени трансформируют его поведение, происходит изменение привычного уклада жизни, отрыв от родных и близких людей; он попадает в атмосферу частых межличностных конфликтов, недоброжелательности окружающих, грубости обращения, в скудные бытовые условия, криминальную субкультуру, что приводит к проявлению дефектов личности. Ситуация сенсорной и эмоциональной депривации, ограниченные возможности удовлетворения базовых потребностей, регламентация режима, однообразие обстановки формируют устойчивые негативные черты личности. В этой связи курс на гуманизацию пенитенциарной системы рассматривает вопросы оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним осужденным, что позволит более полно реализовывать основную цель пребывания несовершеннолетних в исправительных учреждениях (ИУ) – не только отбывание наказания за совершенное преступление, но и ресоциализация  личности путем преодоления негативных асоциальных установок и создание позитивных.

Воспитательная колония (ВК) – это ИУ для несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные особенности.

Цель ВК –- исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение в общество законопослушных гражданин, способных адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Задачи ВК – организация деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в ВК; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; превенция и предотвращение рецидивной преступности воспитанников.

Для реализации целей и задач необходимо создать в ВК оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную реализацию. Деятельность воспитательных колоний регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ и предполагает обеспечение исправительного и корректирующего воздействия на личность подростков со сформированными устойчивыми негативными деформациями, провоцирующими противоправный характер и высокую общественную опасность поведения. ВК для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Исправление осужденных совершается посредством таких мер психолого-педагогического воздействия, как учебно-воспитательного, культурно-массового, профессионально-технического обучения, труда, соблюдения требований режима на основе принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; целесообразного использования принудительных мер, способов исправления и стимулирования правопослушного поведения; объединение карающих и воспитывающих воздействий. Восстановление нарушенной справедливости, предотвращение новых преступлений, исправление выступают в качестве социальных целей наказания и лишения свободы и достигаются путем преодоления антиобщественных взглядов, восстановления деформированной социально-нравственной структуры личности осужденного через формирование устойчивой привычки к труду и обучению, воспитание прочных убеждений в необходимости следования букве закона и выполнения обязанностей гражданина, умение критически анализировать и оценивать собственное поведение, выработку практических навыков правильной организации взаимоотношений с окружающими и самоконтроля поведения.

В настоящее время в РФ действует 46 ВК, в том числе 43 для лиц мужского пола и 3 – женского, максимально рассчитанных на 15 440 и 1323 места соответственно [6]. На 1.01.2012 г. в них отбывали наказание 2792 осужденных, в том числе 196 девушек.

Впервые отбывали наказание в виде лишения свободы 2681 человек; ранее привлекались к уголовной ответственности 55,1 % от ныне отбывающих наказание в МЛС.

Распределение по видам преступления следующее (%): 19,6 – кража, 19,8 – грабеж, 11,6 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 14,1 – разбой, 34,9 – прочие.

В соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года, ФСИН России была подготовлена модель воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, согласно которой Воспитательный центр (ВЦ) – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Целями ВЦ являются: исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия [2].

Переход от ВК к ВЦ предполагается осуществить к 2016 году, при этом численность ВЦ составит 35 учреждений, которые будут существенно отличаться от ныне действующих как своей архитектурой и планировкой, так и организацией и содержанием психолого-педагогического процесса.

Принципиальными отличиями станут: отсутствие признаков тюремной атрибутики строительных объектов и одежды осужденных; использование современных сверхточных технологий для охраны осужденных и сотрудников; увеличение норм жилой площади с 3,5 до 6,0 кв.

м и размещение в жилых помещениях по 4 несовершеннолетних осужденных с учетом возраста и криминальной зараженности; условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие и предполагают дополнительные преимущества в условиях содержания и отбывания наказания от наличия телевизора в комнате до увеличения количества свиданий; увеличение штатной численности сотрудников, способствующих адаптации, ресоциализации и исправлению несовершеннолетних осужденных – психологов и социальных педагогов.

Ресоциализация – это многоаспектный процесс освоения несовершеннолетним осужденным социально одобряемых норм поведения в системе семейных, межличностных, социально-ролевых и производственных отношений, а также в системе самоотношения; сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации не одномоментен, а растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Так, например, актуальным является определение этапов в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [1]:

1.

Период начальной ресоциализации предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость; реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый.

Источник: http://PsyJournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179_full.shtml

Система пробаций в ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье анализируются проблемы развития преступности среди несовершеннолетних. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмыслить меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Увеличение преступлений совершаемых несовершеннолетними в наши дни, позволяет утверждать о важности данного вопроса для современной России.

На данном этапе развития современного государства важное место занимает проблема роста преступности среди несовершеннолетних. В большинстве случаев основаниями совершения преступлений среди несовершеннолетних являются конкретные жизненные обстоятельства, которые значительно воздействуют на него.

На сегодняшний день явной причиной подобного поведения подростков является их критическое положение и содержание досуга детей и подростков. Именно поэтому значительное количество преступлений, совершается детьми из неблагополучных семей, т.к.

именно в них находит свои истоки алкоголизм, наркомания, отсутствуют какие-либо нравственные ценности, в таких семьях происходит моральная деградация.

Так, в частности, безответственность родных и близких, безразличие педагогов приводит подростка к распущенности и вседозволенности, что приводит к неблагоприятным последствиям[4, С.286].

В большинстве случаев вышеназванные факторы влияют на совершение преступлений несовершеннолетними, тем самым объясняется, почему эта категория лиц имеет неустойчивую психику, а также неразвитую способность критически оценивать сложившуюся ситуацию.

За совершенные общественно опасные деяния, несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с лишением свободы (ст. 87 УК РФ) [3, С.37], а также и к другим видам наказаний без лишения свободы.

Читайте также:  Уголовные дела частного обвинения: что такое в 2020 году, особенности

В настоящее время в России и за рубежом имеет свою актуальность форма наказания — пробация. Она представляет собой форму государственного осуждения лица, совершившего преступление не связанным с лишением свободы, но имеет за собой альтернативный вид наказания.

В России пробация представлена в виде испытательного срока, который связан с ограничением прав осужденного и выполнения им определенных обязанностей под контролем специальных органов государственной власти, в целях предупреждения повторного совершения преступления.

Она служит не только для исправления осужденного, но созданий необходимых условий для обеспечения социально-психологической защищенности, трудоустройство, оказывает помощь в обеспечении жильем (например, наличие специальных общежитий), оказание медицинской, наркологической, психиатрической, юридической помощи, назначенным судом. Основной задачей, которой является социальная реабилитация, ресоциализация, социальная поддержка, иными словами социальная поддержка и контроль за поведением осужденных, а так же лиц неподлежащих лишению свободы.

В силу экономических затруднений в нашей стране, сложно вести речь о создании абсолютно новой службы. Целесообразно будет проводить такое реформирование поэтапно, тем самым дополняя сферу уголовно-исполнительной инспекции системы Федеральной службы исполнения наказаний (обязательные работы, исправительные работы, условное осуждение по ст.

73 УК РФ). Полномочиями по социальному сопровождению и социальной адаптации осужденных, отбывающих наказание в обществе, и условно-досрочно освобожденных из учреждений лишения свободы. Наказания в отношении несовершеннолетних уголовно-исполнительные инспекции исполняют с 2001 года.

И в течение этого достаточно длительного времени перечень имеющихся социальных проблем остается практически неизменным.

На сегодняшний день лицо становится на учет в уголовно-исполнительной инспекции, задача которой состоит только в контроле за исполнением возложенных судом обязанностей Подростки испытывают трудности с получением или восстановлением необходимых документов, решением вопросов постановки на учет в центре занятости населения, поиском временной работы, обучением, получением пособий, пенсий, решением вопросов проживания и т.д. Для осуществления поставленных целей уголовно-исполнительная система должна реализовывать основные направления развития в соответствии с Концепцией [1] развития уголовно-исполнительной системы до 2020г., предусматривающие привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними. Такое сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет контролировать деятельность уголовно-исполнительную системы. Для улучшения качества ресоциализации несовершеннолетних предполагается включение воспитательного процесса деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций. Не стоит забывать и о духовно-нравственном развитии, посещение храмов, монастырей, осуществляется воспитательный процесс, конечной целью которого является формирование личности, готовой к созидательному образу жизни в обществе.

Специалистами Центра совместно с сотрудниками филиалов уголовно-исполнительной инспекции, подразделений по делам несовершеннолетних проводится работа, направленная на оказание психологической и социальной помощи, что способствует исправлению несовершеннолетних осужденных. Филиалы уголовно-исполнительной инспекции направляют осужденных несовершеннолетних в данный Центр для прохождения курса социализации.

В условиях недоработки системы пробации, активно действует формирование гражданского общества.

Благодаря сотрудничеству гражданских институтов и уголовно-исполнительных инспекций, пенитенциарные органы не только осуществляю контроль за исполнение судебных решений, но и выполняют роль социальной клиники для общества ресоциализацию несовершеннолетних осужденных.

Кроме того на сегодняшний момент взаимодействие органов исполнительной власти поддерживается в Концепции открытости органов исполнительной власти[2], в которой присутствует принцип вовлеченности гражданского общества, проявляющийся в обеспечении возможности участия граждан Российской Федерации, а также общественных объединений и предпринимательских сообществ в разработке и реализации управленческих решений целью которых является учет их мнений, приоритетов, и создание системы постоянного информирования и диалога.

Таким образом, мы считаем, что для достижения наибольшей эффективности в развитии системы пробации на территории Российской Федерации необходимо, чтобы Федеральная служба исполнения наказаний России и общественные организации в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы поддерживали диалог и всегда взаимодействовали.

Источник: https://novainfo.ru/article/15804

Ресоциализация осужденных – ключевая задача уголовно-исполнительной системы Казахстана

Чтобы суды активно применяли альтернативы лишению свободы, необходимо развивать институт пробации — эксперты.

Как уже сообщал Zakon.kz, в Астане обсуждены вопросы защиты прав заключенных и ресоциализации осужденных.

Напомним, в конце прошлого года Президентом была утверждена Комплексная стратегия социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации на 2017-2019 годы, в рамках которой предусмотрен социальный проект «Встреча у ворот», охватывающие вопросы трудового и бытового устройства лиц, вышедших на свободу.

В своем выступлении начальник ДУИС по г. Астане Е. Узакбаев отметил, что подразделениями КУИС, в том числе Департаментом УИС по городу Астане разработан пошаговый план-сценарий по реализации данного проекта.

К примеру, осужденным, у которых до отбытия срока остался год, оказывается социально-правовая помощь по индивидуальной программе.

Она содержит в себе досудебные доклады, материалы, характеризующие поведение человека, сведения о возмещении исковых требований, о его социальных связях, состоянии здоровья, уровня образования, о трудовых навыках и так далее.

Все это помогает сделать человеку правильную коррекцию социального поведения и успешно адаптироваться. Уже в этом году в рамках социального проекта «Встреча у ворот», главная цель которого заключается именно в создании условий для социальной адаптации осужденных в обществе в первые дни выхода на свободу, освобождены шестеро осужденных.

— Благодаря «Встрече у ворот», освобождающиеся лица осведомлены, куда можно пойти и переночевать, как восстановить документы, найти работу, чем конкретно может помочь им государство, — говорит Е. Узакбаев. – Кроме того, им посоветуют, как планировать свою жизнь, выстраивать общение, достигать поставленных целей и так далее.

Подготовка осужденных к жизни на свободе предполагает освоение новых социальных ролей, восстановление прежних личных и деловых контактов, а также нейтрализацию отрицательных факторов, препятствующих возвращению этих граждан к законопослушному образу жизни. Главный эксперт Управления экспертной работы Национального центра по правам человека (НЦПЧ) в Казахстане Даниярхан Шоранов считает, что для того, чтобы суды активно применяли альтернативы лишению свободы, необходимо дальше развивать институт пробации.

Ресоциализация осужденных является одной из ключевых задач уголовно-исполнительной системы и подразделяется на два взаимосвязанных фактора: внутренний и внешний. К внутреннему относятся позитивные изменения в поведении человека, проще говоря, исправление.

К внешнему – трудовая адаптация и возможность получить образование, медпомощь, социальные гарантии и компенсации.

Как показывает практика, число желающих получить специальность среди осужденных не снижается, особенно это заметно в женских колониях и особенно у лиц до 40 лет.

— Система исполнения уголовных наказаний в Казахстане находится в стадии реформирования и ориентирована на исправление осужденных и полное их включение в жизнь общества после отбытия наказания, — подчеркнул Г.

Шаихов, главный специалист Управления воспитательной и социально-психологической службы КУИС МВД.

— Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание, начинается с первого дня пребывания в учреждении по индивидуальной программе и к этому процессу привлекаются все сотрудники учреждения.

Индивидуальная программа включает в себя правовые и организационные вопросы, ознакомление с порядком выдачи документов, удостоверяющих личность, регистрацию по месту жительства, бытовое, трудовое устройство с условиями погашения и снятия судимости, административный надзор и другие жизненно важные вопросы.

Индивидуальная программа по объему социально-правовой помощи, составленная на осужденного, направляется в службу пробации по избранному осужденным месту жительства. Работники отделов занятости населения каждый месяц предоставляют учреждениям информацию о рынке труда, профессиях и специальностях, пользующихся спросом.

В целях улучшения порядка оказания социально-правовой помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и состоящим на учете службы пробации, внедрен принцип одного окна, в частности, в Астане, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях.

В Актобе запущен пилотный проект «Дом пробации», в Караганде – «Кризисный центр», в Астане – рабочее место сотрудника пробации в ЦОН. Уже сегодня в Казахстане социально-правовая помощь оказана более 48 процентам лиц, находящихся на учете в службе пробации.

Между тем, данный целевой индикатор в этом году должен составить не менее 45%. С начала этого года индивидуальные программы составлены в отношении 10 578 лиц, что более чем на три тысячи больше, чем за аналогичный период 2016 года. В отношении почти 9000 лиц оказана социально-правовая помощь.

Трудоустроено 881 лицо, лечение получили 1990, образование – 56 человек, психологическую помощь — более 4000 лиц.

Как сообщила заместитель руководителя Управления занятости, труда и социальной защиты г. Астаны С. Нургожина, «на 1 июня этого года в поисках работы обратились 20 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и 12 человек, состоящие на учете службы пробации.

Освобожденные из мест лишения свободы, не имеющие своего угла, размещаются в Центре социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства, обеспечены питанием, ночлегом, при необходимости им оказывается медпомощь и документирование.

На сегодняшний день для данной категории лиц предусмотрены 12 койко-мест».

Торгын Нурсеитова

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4869356-resotsializatsiya-osuzhdennyh.html

Правительство просят заняться социальной адаптацией бывших заключенных

В Общественной палате РФ вновь решили привлечь внимание власти к проблемам бывших заключенных.

Заместитель председателя комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов подготовил письмо в правительство с просьбой рассмотреть возможность создания Федеральной целевой программы по ресоциализации бывших заключенных, которая обобщила бы успешный региональный опыт.

По его словам, весь комплекс государственных мер по исполнению правосудия и ресоциализации осужденных нельзя назвать успешным, о чем свидетельствуют регулярные протестные акции заключенных. Инициатива правозащитников также нашла широкую поддержку и в Госдуме.

Дмитрий Чугунов отметил, что на сегодняшний день в стране не существует официальной комплексной программы, которая бы систематизировала социальную работу с бывшими заключенными в разных регионах.  

— К сожалению, в отдельных субъектах эта работа либо ведется очень хаотично либо вообще не ведется.

При этом подавляющее большинство людей, которые отсидели длительный срок, на свободе вновь совершают тяжкие преступления просто потому, что не могут приспособиться к новым условиям жизни.

Ведь когда они садились в тюрьму, мир был совсем другим. К примеру, есть такие, кто не знает мобильных телефонов, — отметил Дмитрий Чугунов.  

По словам общественника, бывшим заключенным, особенно отсидевшим в тюрьме длительный срок, очень трудно устроиться на работу. И они были бы рады остаться в знакомой и понятной для них среде, поэтому совершают очередное преступление с единственной целью — вернуться в исправительное учреждение.  

Таким образом, каждое второе расследуемое преступление в стране совершается ранее судимым лицом, а численность осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигла 80% от их общего количества, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.  

Читайте также:  Что такое кпз (камера предварительного заключения) в 2020 году?

В рамках окружных форумов Общественной палаты РФ для представителей некоммерческих организаций и гражданских активистов «Сообщество» работала площадка по общественным наблюдательным комиссиям, которые контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания в разных регионах. Эти заседания помогли собрать и обобщить наиболее эффективные практики по социальной адаптации бывших заключенных, которые общественники предлагают распространить на другие регионы.  

— К примеру, позитивный опыт есть в Хабаровском крае, где отсидевшие сограждане размещаются в свободной деревне. Юристы и волонтеры помогают им с оформлением документов для получения ссуд и кредитов. Таким образом, бывшие заключенные постоянно при деле.

В силу своих возможностей они поднимают хозяйство и могут себя прокормить. В Ханты-Мансийском автономном округе есть цеха, в которых работают народные умельцы из числа бывших заключенных. Они изготавливают важные в быту предметы и ищут рынки сбыта. Их навыки не пропадают.

После выхода из тюрьмы они получают работу и могут быть полезными обществу, — рассказал Дмитрий Чугунов.  

24 сентября в Общественной палате РФ пройдет конференция, посвященная этой проблеме, в рамках которой состоится презентация наработок комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК для Федеральной целевой программы по ресоциализации бывших заключенных.

Заместитель председателя ОНК Михаил Сенкевич отметил, что ресоциализация начинается не на свободе, а с первых минут взятия под стражу. И подобная госпрограмма важна, чтобы эти люди не чувствовали себя брошенными. Они должны видеть, что о них заботятся.  

— Все мытарства бывших осужденных начинаются именно после освобождения. Самое страшное и опасное для них — пренебрежительное отношение.

Важно изменить мнение гражданского общества, чтобы оно было более лояльным к этой категории людей. Разумеется, среди них есть конченные негодяи, которые этим живут и будут жить, но нельзя всех под одну гребенку.

Есть люди, которые сели а тюрьму по ошибке, которых подставили, — сказал он.  

Общественник отметил, что результаты подобной работы с заключенными не заставляют себя долго ждать.  

— Это прослеживается на примере московских изоляторов, которые мы посетили свыше 70 раз и провели там спартакиаду. Когда мы запросили официальную статистику, выяснили, что за эти полтора года на 60% уменьшилось количество нарушений режима содержания, на 40% возросло число условно-досрочных освобождений и на 30% стало больше благодарностей и поощрений, — рассказал Михаил Сенкевич. 

Инициативу по созданию государственной программы реабилитации заключенных также поддержали в Госдуме. В нижней палате парламента заявили, что готовы «участвовать в разработке такой программы и использовать свои прежние наработки, чтобы создать эффективный механизм социализации заключенных».

  • По словам первого зампреда комитета ГД РФ по уголовному и гражданскому процессуальному законодательству Виктора Пинского («Единая Россия») инициатива по созданию единой федеральной целевой программы ресоциализации заключенных обязательно найдет поддержку в профильном комитете Госдумы. 
  • — В 2008 году Минюст уже предлагал создание подобной программы, комитет поддержал ее, но в силу экономического кризиса государственных денег на реализацию этого направления не хватило, и законопроект о федеральной целевой программе был отложен, — рассказал «Известиям» депутат. 
  • При этом Виктор Пинский отметил, что необходимо различать две группы заключенных — «законченных рецидивистов» и «пограничную категорию» граждан, которые вполне могут жить и по закону, но в силу определенных факторов снова попадают в тюрьму. 

Источник: https://iz.ru/news/591895

Государство должно активно участвовать в адаптации бывших осужденных — ОП РФ

Контекст

Помощью отделений адаптации в Вологде воспользовался 191 бывший заключенныйГосдума одобрила законопроект об увеличении времени прогулок заключенным

МОСКВА, 23 янв — РАПСИ.

Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов — к такому выводу пришли участники прошедшего в Общественной палате (ОП) РФ круглого стола «Подготовка к освобождению и последующая ресоциализация осужденных как элемент безопасности и стабильности общества».

По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по состоянию на 1 января 2018 года в учреждениях ведомства содержится на 27,9 тысячи человек меньше, чем год назад.

Количество заключённых в исправительных колониях сократилось на 24 тысячи человек.

Таким образом, тысячи человек вернулись на свободу из мест принудительного содержания, и для них становится актуальным вопрос возвращения к нормальной жизни в обществе.

Общественность просит помощи у государства

Многие эксперты, принявшие участие в заседании круглого стола, пришли к выводу, что для помощи бывшим заключенным необходима поддержка государства.

Протоиерей Павел Боцко в ходе обсуждения предложил разработать единую государственную программу реабилитации с элементами пробации, в реализации которой будут участвовать социально ориентированные некоммерческие организации.

Боцко заявил, что программы ресоциализации и адаптации бывших заключенных невозможно реализовать без помощи государства.

Во-первых, для системной работы требуются бюджетные средства, которые должны выделяться для работы с бывшими заключёнными на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Во-вторых, заключённых следует готовить к возвращению в общество еще до освобождения, убежден протоирей. По мнению Боцко, важнейшей составляющей в процессе адаптации является труд, однако в настоящее время ФСИН не может обеспечить рабочими местами в исправительных колониях всех желающих из числа осужденных.

Глава российских протестантов Сергей Ряховский поддержал Боцко и заявил о возможности негосударственных субъектов (общественных и религиозных организаций) помогать в социализации лишь 5% освобождающихся из исправительных учреждений.

Кроме того, Ряховский отметил, что религиозные организации испытывают определенные трудности в связи с принятием так называемых миссионерских поправок в составе «пакета Яровой».

Чтобы не попасть под санкции со стороны государства, церкви и приходы дистанцируются от деятельности по социальной адаптации бывших заключенных, занимаются этим опосредованно, чтобы не быть обвиненными в попытке привлечения новых прихожан.

Член ОП Валерий Васильев выразил мнение, что в РФ отсутствуют необходимые законодательные акты на федеральном уровне.

В частности, федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» заложил основные понятия в данной сфере, однако конкретных механизмов по реализации мероприятий в сфере ресоциализации и социальной адаптации бывших осужденных в нем не предусмотрено. В ряде регионов, где бюджет предусматривает соответствующие расходы, действуют программы по работе с бывшими осужденными, однако отсутствие необходимых актов на федеральном уровне делает необязательным участие остальных субъектов в процессе ресоциализации, добавил Васильев. Член ОП призвал задействовать все уже имеющиеся правовые механизмы и иные ресурсы для социализации бывших заключенных, и в частности, активнее привлекать Росмолодежь.

Модератор дискуссии, член ОП Иван Абажер посчитал, что в РФ достаточно обширное законодательство, регулирующее воспитание заключенных и постпенитенциарную адаптацию. Вместе с тем, многие участники круглого стола ждут принятия новых законов.

Среди законопроектов, над которыми идет работа, проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в части поощрения примерного поведения заключенных в колониях, а также инициатива по созданию в России системы пробации.

Как было отмечено, разработка правовых основ для введения системы пробации пока приостановлена.

Мнение государства

Депутат Государственной Думы Иван Сухарев в ходе круглого стола подтвердил, что проблема возвращения бывших заключенных к полноценной жизни в обществе волнует законодателей. На примере Башкирии Сухарев рассказал о тенденции к росту рецидивов и увеличении числа молодых преступников.

«Как законодатели мы на сегодняшний день рассматриваем вопрос о принятии на федеральном уровне закона о соцадаптации и постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», — рассказал депутат о планах Госдумы.

Сухарев признал, что возможностей существующего законодательства недостаточно, и, по его мнению, первоочередной задачей является принятие плана мероприятий по ресоциализации и адаптации граждан, распределение функций между участниками данного процесса, включая государственные ведомства, установление механизма взаимодействия и решение вопросов финансирования.

Как считает представитель Госдумы, в настоящее время помощь бывшим осужденным, как правило, носит эпизодический, бессистемный и непрофессиональный характер, и такой подход необходимо менять. Помимо государства, необходимо привлечь бизнес к участию в судьбе бывших заключенных, предложив льготы при трудоустройстве данной категорий лиц, добавил Сухарев.

Эффективность работы по адаптации бывших заключенных депутат предложил оценивать по следующим показателям: количество рецидивов, создание семей осужденными, трудоустройство, получение образования.

Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Алексей Юношев в ходе своего выступления отметил важность подготовки заключенного к нормальной жизни в обществе еще до его освобождения.

Представитель омбудсмена обратил внимание на то, что чаще всего проблемы с адаптацией возникают у освободившихся граждан без семьи и социальных связей.

Если не помогать бывшим заключенным с жильем, трудоустройством, получением документов и консультациями, то велик риск возвращения таких лиц в криминальную среду, добавил Юношев.

Как считает сотрудник аппарата уполномоченного, ФСИН следует пересмотреть подход к обучению и трудоустройству заключенных с учетом освобождения в будущем. Для осужденных мужчин, с точки зрения трудоустройства, после освобождения было бы лучше работать водителем погрузчика, а не швеей, пояснил Юношев.

Представитель Генеральной прокуратуры Андрей Куликов посчитал, что ключевая роль в работе с осужденными принадлежит ФСИН, поскольку у ведомства есть закрепленные в законодательстве полномочия по воспитанию осужденных и постпенитенциарному сопровождению, а также есть исправно функционирующая система. Член Совета Федерации Алексей Кондратьев также предложил проводить политику в сфере адаптации и ресоциализации бывших осужденных на базе ФСИН.

Источник: http://rapsinews.ru/incident_news/20180123/281724009.html

Ресоциализация осужденных

Слайд

Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Ресоциализация личности

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил.

Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций.

Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Читайте также:  Истязание: статья 117 ук рф в 2020 году - что такое, уголовная ответственность

Слайд

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

  • Слайд
  • Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).
  • Слайд

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Слайд

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

  1. Ресоциализация в психологии
  2. В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.
  3. Слайд
  4. Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др.

В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию.

В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е.

обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье.

Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей.

В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация.

Слайд

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи.

Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме.

Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.

), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей.

Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

  • Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.
  • Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки.
  • Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.
  • Слайд
  • Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур.

Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Слайд

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  1. · диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  2. · выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  3. · выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  4. · обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
  5. · восстановление разрушенных социальных связей;
  6. · формирование позитивной сферы целеполагания;
  7. · восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  8. · использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.
  9. Слайд
  10. Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их.

Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях.

Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности.

Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями.

Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е.

восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается); стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Слайд

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s19724t8.html

Ссылка на основную публикацию