Уголовно-исполнительная система: что такое в 2020 году, понятие и задачи

В основе формирования и развития правовой системы государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступ­ностью.

В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью.

Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления.

Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики.

Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики — создание эффективной исправительной системы России путем

    1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,
    2. создания условий для исправления осужденных, а также
    3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики:

    • законности,
    • равенства граждан перед законом,
    • гума­низма,
    • демократизма,
    • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

    1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
    2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
    3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
    4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
  • Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
  • Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.
  • Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний.

В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства — создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ).

Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

    • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
    • здоровье людей, их материальное благополучие,
    • работа системы социальных служб;
    • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
    • создание условий для деятельности общественных формирований,
    • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
    • про­филактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

    • в демократизации деятельности исправительных учреждений,
    • в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
    • в привлечении общества в исправлении осужденных.

Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

    1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
    2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
    3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
    4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
    5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.
Читайте также:  Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания: ст. 80 ук рф в 2020 году

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-ugolovno-ispolnitelnoy-politiki-eyo-tsel-zadachi-soderzhanie-i-strategiya

Развитие системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и совершенствование их деятельности в Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России

  • В этой главе мы кратко ознакомимся с общими положениями, целями и задачами Концепции развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации, поскольку сама деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, идя в ногу со временем, как и любая другая отрасль, требует реформ и совершенства.
  • Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
  • Основными целями Концепции являются:
  • — повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
  • — сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
  • — гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • — совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
  • — изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
  • — осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
  • — изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

  • — модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
  • — повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

  • — обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
  • — внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
  • — совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
  • — развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

Что касается реформирования системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения.

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

  • — изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
  • — создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений — тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, — лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
  • — разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных;
  • — разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;
  • — раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности, совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны.

Отметим и то, что в настоящее время (2013 год) проходит второй этап реализации Концепции. На этом этапе реализации Концепции (2013 — 2016 годы) предусматривается:

  • — перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений;
  • — анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

На третьем этапе реализации Концепции (2016 — 2020 годы) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией.

Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы. Материал сети «Интернет» — http://www.ufsin.omsk.ru, «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

Источник: https://studwood.ru/1228671/pravo/razvitie_sistemy_uchrezhdeniy_organov_ispolnyayuschih_nakazaniya_sovershenstvovanie_deyatelnosti_kontseptsii_reformirovaniya

Информационная безопасность уголовно-исполнительной системы: подходы к определению понятия

(Сурин В. В.) («Информационное право», 2013, N 1)

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

В. В. СУРИН

Сурин Владимир Владимирович, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

Рецензент — Лопатин Владимир Николаевич, главный редактор журнала «Информационное право», доктор юридических наук, профессор.

В статье исследуется содержание термина «информационная безопасность уголовно-исполнительной системы». Рассматриваются различные теоретические подходы, существующие по данному вопросу. Приводятся примеры использования понятия в текстах различных документов. Обсуждается проблема единообразного применения термина «информационная безопасность уголовно-исполнительной системы».

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, система исполнения наказаний.

Informational security of criminal-executory system: approaches to concept definition V. V. Surin

Читайте также:  Разглашение государственной тайны: ст. 283 ук рф в 2020 году, ответственность

The article deals with the definition of the term «information security of penal system authorities». The author views different theoretical approaches on this problem. Examples of using the term in the text of various documents have been discussed in the article. The problem of uniform application of the term «information security of penal system» has been researched in the work.

Key words: security, information security, the execution of punishment.

Исследование любого явления связано с определением понятийного аппарата. Это правило давно уже стало аксиомой и, наверное, не нуждается в дополнительных доказательствах.

Вопрос о терминологии чрезвычайно важен, в том числе при изучении частных вопросов, а также вопросов комплексного характера, где четкость и однозначность используемых терминов во многом предопределяют ценность полученного результата научного труда.

Одной из таких специфических проблем является «информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы».

Указанная деятельность достаточно давно реализуется на практике, ей уделяется внимание в современных нормативных актах , прежде всего управленческого характера, однако в настоящее время остро ощущается дефицит ее научного осмысления.

Это проявляется, в частности, в бессистемности использования понятия в текстах документов и противоречивости выделяемого в нем содержания, что, в свою очередь, не способствует единообразному применению закона. ——————————— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

В содержании термина «информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы» можно выделить три составных элемента: во-первых, это собственно понятие «безопасность», во-вторых, это информационная составляющая безопасности, в-третьих, это интерпретация вышеуказанных двух элементов относимо процесса исполнения наказаний. В подобных случаях, как правило, изначально следует определиться со смысловым содержанием составных частей, а затем постараться сформулировать значение наиболее специального термина. Это достаточно распространенный подход, он часто используется на практике . ——————————— Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008; Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. М. М. Рассолова, проф. В. Д. Элькина. М.: Контракт, 2007.

Безусловно, ключевым элементом исследуемого понятия является термин «безопасность». Существует немало исследований его содержания , при этом анализ проводится с правовой, социологической, нравственной и других позиций.

Однако в соответствии с существующей традицией остановимся прежде всего на философско-этическом подходе. В этом случае интересным является мнение С. К. Рощина.

Он рассматривал безопасность как состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем . ——————————— Стрельцов А. А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: Автореф. д-ра юрид. наук. М., 2004; Смирнов А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Парад, 2005; Стрельцов А. А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск: Беллiтфонд, 2005. Рощин С. К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. N 6. С. 32.

Правовая позиция во многом восприняла данный подход. Однако акцент сместился из личной сферы в общественную, и это понятно, учитывая, что право выражает прежде всего интересы общества в целом.

Учитывая многогранность самого понятия «безопасность» и сфер его применения, в документах можно найти множество вариантов определения рассматриваемого термина.

Несмотря на многообразие мнений, большинство из них все же используют подход, предложенный законодателем в ранее действовавшем Федеральном законе «О безопасности» (к сожалению, Закон 2010 г. «О безопасности» оставил это понятие без определения).

Согласно обозначенной позиции «безопасность» — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . ——————————— Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 769.

Многие исследователи также берут за основу это определение, например, С. В.

Степашин определяет безопасность как защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия . Согласно мнению Б. П.

Кондрашова, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом . ——————————— Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 10. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.

Гораздо больший разброс во мнениях мы находим при исследовании более узкого понятия «информационная безопасность». Обратимся прежде всего к содержанию международных документов.

Например, Концепция информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств определяет данный термин как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства .

——————————— Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств в военной сфере» (принято в г. Минске 4 июня 1999 г.) / Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32).

Несколько схожее определение мы можем встретить в решении Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности…», принятое в Бишкеке 10 октября 2008 г.

Оно определяет «информационную безопасность» как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз информационной сферы, формируемой, развиваемой и используемой с учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства .

——————————— Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и о Комплексном плане мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности на период с 2008 по 2010 год». Принято в г. Бишкеке 10 октября 2008 г.

Читайте также:  Дтп со смертельным исходом: статья ук рф в 2020 году, наказание

Одним из ключевых национальных правовых актов, создающим основы обеспечения безопасности в информационной сфере, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Этот документ определяет информационную безопасность Российской Федерации как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства .

——————————— Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 28.09.2000. N 187.

Примерами научного определения понятия «информационная безопасность» могут быть следующие мнения. Т. А. Мартиросян считает, что информационная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз . Аналогичную позицию во многом занимает О. А.

Федотова, которая пишет о том, что информационная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз . Т. А.

Полякова рассматривает информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз . В. Д. Курушин, В. А.

Минаев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства . ——————————— Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10. Федотова О. А.

Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11 (от редакции: это определение дословно повторяет положение другой диссертации, где оно было дано впервые: См.: Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Автореф. … дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук.

СПб., 2000. С. 10). Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. … д-ра юрид. наук. Москва, 2008. Курушин В. Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. С. 168.

В результате анализа вышеприведенных определений понятия «информационная безопасность» мы должны сделать вывод, что, как правило, его основой служит определение самого понятия «безопасность», а далее конкретизируется сфера его применения, в нашем случае — информационная.

Используя этот подход, попытаемся сформулировать определение еще более узкого понятия «информационная безопасность уголовно-исполнительной системы». Хотя данный вопрос является достаточно специфическим, тем не менее уже существуют исследования в этой сфере. Например, А. И.

Одинцов считает, что под информационной безопасностью во ФСИН России следует понимать состояние защищенности информационной сферы уголовно-исполнительной системы (УИС), достигаемое в результате прогнозирования, выявления и нейтрализации факторов, создающих опасность реализации функции информационного обеспечения управления во ФСИН России .

Это определение, использующее вышеупомянутый методологический подход, безусловно, является достаточно корректным. Вместе с тем, с нашей точки зрения, автор не совсем обоснованно сузил содержание понятия, ограничив его лишь обеспечением стабильности функционирования «информационного обеспечения управления во ФСИН России».

Ведь деятельность УИС не сводится лишь только к управленческой, она гораздо более обширна и разнообразна. Следовательно, содержание термина «информационная безопасность уголовно-исполнительной системы» должно обязательно учитывать этот факт. Таким образом, предложенное определение, на наш взгляд, должно быть расширено. ——————————— Одинцов А. И.

Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 4.

Для выполнения поставленной задачи предлагаем прежде всего определиться с правовым пространством, в котором нам предстоит действовать. УИС существует прежде всего для исполнения уголовных наказаний. Согласно содержанию ч. 2 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст.

1 УИК РФ целью применения наказаний, а соответственно и существования пенитенциарной системы является восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Определяемое понятие должно, безусловно, принимать во внимание указанное обстоятельство, а именно: цель исполнения наказаний должна определять особенности информационной безопасности УИС. Косвенное подтверждение данной точки зрения мы можем найти у А. А.

Чеботаревой, которая считает необходимым учитывать основные направления деятельности организации при определении основ ее информационной деятельности: «Информационная безопасность есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям» . ——————————— Чеботарева А. А. Научные подходы к определению понятия «информационная безопасность» // Информационное право. 2011. N 1.

Особенность деятельности УИС заключается также и в том, что в данной сфере необходимо говорить не только о процессе исполнения наказаний, но и об их отбывании.

С учетом данного обстоятельства, а также общей парадигмы современного развития общества становится ясным, что содержание информационной безопасности УИС должно охватывать интересы не только сотрудников пенитенциарных учреждений, но и осужденных.

Этот аспект тем более важен в условиях, когда государство, с одной стороны, требует практической реализации принципов законности и гуманизма при работе с лицами, отбывающими наказания, а с другой — пытается предоставить им разнообразные возможности осуществления контактов с «внешним миром» .

Причем этот процесс имеет двунаправленный характер.

Реализация мер по осуществлению «информационной безопасности» в этом аспекте должна, с одной стороны, создавать у осужденных чувство справедливости и соразмерности реализуемых в отношении их правоограничений, с другой стороны, они должны осознавать защищенность гарантированных им прав и иметь возможность реально ими воспользоваться. ——————————— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

Учитывая все вышеизложенное, постараемся сформулировать свою интерпретацию обсуждаемого термина.

Информационная безопасность органов уголовно-исполнительной системы — состояние защищенности уголовно-исполнительной системы в информационной сфере, состоящей из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/m526.html

Ссылка на основную публикацию