Разглашение государственной тайны: ст. 283 ук рф в 2020 году, ответственность

Передача сведений государственной важности другим лицам затрагивает интересы РФ, успешность ее экономического развития и внешнеполитической деятельности. Меры ответственности предусмотрены в ст. 283 УК.

Кроме этого, работодатель вправе упомянуть раскрытие государственной тайны в качестве одного из оснований для увольнения провинившегося сотрудника (ст. 57 ТК). Существует также возможность назначения административного наказания (ст.

26 закона «О государственной тайне»).

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

Преступление совершается как умышленно, так и по халатности, и может быть выражено активными действиями или несоблюдением мер предосторожности.

Умысел может выражаться желанием подняться в глазах окружающих, помочь стороннему лицу завершить научную работу или даже благородными намерениями осветить опасность проводимых исследований для населения и окружающей среды. В последнем случае виновный оправдывает свои действия ст.

42 Конституции о праве граждан на получение полной информации о состоянии экологии. Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены и шпионажа заключается в его целях и получателях сведений.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

Дополнительно

Посторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

  • содержанию выданной информации;
  • ее важности для государства;
  • количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
  • применению информации получившим ее лицом;
  • размеру причиненного ущерба;
  • другим параметрам.

Разглашение врачебной тайны, то есть информации об обращении в медучреждение, диагноз, результаты анализов и так далее — подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако существует список ситуаций, в которых врачу можно озвучивать подобную информацию — например, при поступлении официальных запросов из полиции, прокуратуры, военкомата или при расследовании несчастного случая. https://lexconsult.online/6340-ponyatie-vrachebnoi-tainy-nakazanie-za-ee-narushenie

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Обратите внимание

Коммерческая тайна — информация о деятельности компании (например, используемые технологии, ноу-хау, данные о контрагентах и так далее). В зависимости от обстоятельств преступления, меры наказания могут включать административные штрафы от 500 руб до 1 500 000 руб, принудительные работы или лишение свободы. Читайте подробнее в этой статье

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК.

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

  1. В первой части ст. 283 УК, может быть любой. Например, виновный:
    1. Рассказывает постороннему лицу о тайных разработках на предприятии, намеренно желая его проинформировать. То есть, совершает деяние с прямым умыслом.
    2. Отправляет директору секретный документ с сотрудником, не имеющим доступа для ознакомления с данным документом. В наличии косвенный умысел, когда виновный допускает вероятность прочтения документа указанным сотрудником, но не предпринимает никаких мер предосторожности.
  2. Во второй части ст. 283 УК, форма вины является только неосторожной, когда обвиняемый не предполагает наступления нежелательных последствий, хотя может и должен его предвидеть. Или же допускает таковую возможность, но необоснованно надеется ее предотвратить. Например, помещает конфиденциальное письмо в прозрачный конверт.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Преступления со схожим составом

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

  1. Утрата документов, содержащих секретные сведения (ст. 284 УК). Наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
  2. Похищение тайных сведений, их вымогание обманом, угрозами, шантажом или другими насильственными способами (ст. 283.1 УК). Наказание составят от 3 до 8 лет лишения свободы.
  3. Измена — передача гражданином РФ секретных данных зарубежным государствам, организациям, их представителям (ст. 275 УК). Виновному назначают от 12 до 20 лет лишения свободы.
  4. Шпионаж — сбор тайной информации гражданином иностранного государства или лицом без гражданства в пользу международной или зарубежной организации (ст. 276 УК). Карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. В этой статье можно прочитать подробнее о промышленном и коммерческом шпионаже

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Наказание за выдачу тайных сведений

Ответственность за разглашение государственной тайны устанавливает ст. 283 УК, содержащая две части. В первой из них рассматривается преступление средней тяжести, во второй — тяжкое.

Часть 1

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Часть 2

Если действия виновного по неосторожности привели к тяжелым последствиям, ему назначается от 3 до 7 лет лишения свободы вместе с запретом на занятия определенными видами деятельности в течение 3 лет.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в х

Источник: https://lexconsult.online/9183-otvetstvennost-za-razglashenie-gostainy-po-uk-rf

Разглашение государственной тайны ст 283 УК РФ: кратко содержание и ответственность

Ни для кого не секрет, что информация, которая составляет государственную тайну, считается строго секретной и доступна узко очерченному кругу лиц.

Государство внимательно следит за тем, чтобы важнейшие сведения о его внутренней и внешней политике не просочились за определенные социальные круги.

Не удивительно, что в российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Разглашение государственной тайны в уголовном кодексе

Государственная тайна представляет собой определенные сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, которые находятся под защитой государства и разглашение которых может привести к нарушению российской безопасности.

Соответственно, информация, составляющая государственную тайну, касается следующих областей:

  • внешняя политика;
  • военная деятельность;
  • экономика;
  • технические и научные разработки;
  • разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность.

Данная информация также различается по уровню секретности. Это зависит от того, насколько серьезный вред может нанести государству ее разглашение. Каждому уровню секретности присваивается соответствующий гриф секретности. На сегодняшний день существует три уровня секретности: сведения особой важности, секретные и строго секретные.

Вместе с тем, тайной государства не могут объявлять следующие сведения:

  1. Стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, их течение и последствия для населения.
  2. Экологическое, санитарное, демографическое, сельскохозяйственное состояние государства, вопросы в области здравоохранения и образования.
  3. Социальные пособия, привилегия, которые могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам.
  4. Реальные случаи нарушения свобод и основных прав человека.
  5. Размер золотого запаса и валютных резервов.
  6. Факты о здоровье лиц, занимающих высшие должности в государстве.
  7. Нарушения, совершенные госслужащими или органами госвласти.

Ответственность за разглашение гостайны прописывается в статье 283 УК РФ.

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

Документ подразумевает наложение уголовного наказания на лицо, которому по службе, учебе, работе или другой деятельности, разрешенной законом, была доверена государственная тайна, ставшая по его вине достоянием третьих лиц или широкой общественности.

Первый пункт документа также уточняет, что наложение ответственности по данной статье возможно только в случае отсутствия состава преступления, прописанного в статьях 275 и 276 уголовного кодекса.

Во второй части ст. 283 указывается наказание для лица, разглашение секретной информации которым привело к тяжким последствиям для государства.

Состав преступления

Главным объектом правонарушения являются общественные отношения, которые характеризуют деятельность по обращению с засекреченными документами, причисляемыми к категории государственной тайны. Сами секретные сведения, хранящиеся в данных документах, будут являться предметом преступления.

Объективная сторона раскрывается  в разглашении лицом сведений, представляющих собой государственную тайну, в ситуации, если эти сведения оказались достоянием других граждан.

Разглашение в данном случае означает придание информации огласке посторонним. Разглашение может происходить различными способами:

  1. Письменно (размещение сведений в интернете, в газетах, в прочих средствах массовой информации, передача их в письме, записке и т.д.).
  2. Устно (во время публичного выступления, при личном разговоре).
  3. В процессе демонстрации посторонним каких-либо секретных материалов, чертежей, писем, цифр, документов.
  4. Несоблюдение предписаний хранения такой информации (утеря секретных документов или хранение в неположенном месте).

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

То есть даже если постороннее лицо имеет право знать какую-либо другую часть государственной тайны, ей не может быть предоставлен доступ к остальной информации. Это будет считаться преступлением.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, также может выражаться в форме действия (непосредственная передача информации третьим лицам)  или в форме бездействия (неаккуратное обращение с документами, которые содержат гостайну, в результате чего ими завладели другие лица).

Преступление будет признано совершенным в тот момент, когда третьи лица получили секретную информацию и осознали хотя бы часть ее смысла. В данном случае полного осознания раскрытой информации не требуется.

Читайте также:  Уголовно-исполнительная система: что такое в 2020 году, понятие и задачи

Субъектом данного противоправного деяния могут выступать две категории лиц:

  1. Лицо, которое обладает секретными сведениями в силу занимаемой им должности, требующей работы с этой информацией.
  2. Лицо, которое в процессе выполнения своей работы получило возможность ознакомиться с информацией, содержащейся в засекреченных документах. В пример можно привести, создателя макета для секретного вида оружия, мастер, который участвует в процессе изготовления этого оружия и так далее.

Таким образом, лицо, никак не связанное обязательствами о неразглашении государственной тайны, к ответственности по данной статье привлекаться не может.

Преступление может быть совершено как при наличии умысла, так и по неосторожности. Причем умысел также может быть двух типов: прямой и косвенный. В первом случае лицо намеренно сообщает секретную информацию для распространения ее в общественных кругах.

Во втором случае, лицо также осознает опасность распространения сведений, но, тем не менее, рассказывает о них, например, в ходе разговора. Что же касается разглашения сведений по неосторожности, то за это преступнику тоже грозит наказание. Так, оставленные без присмотра и найденные третьими лицами секретные документы, могут привести к наложению ответственности на лицо, забывшее их.

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственностьВ целом, мотив преступления не влияет на конечное наказание. В качестве мотива может выступать как желание показать собственную важность, так и помочь другому лицу с выполнением какой-либо задачи.

Данное преступление может квалифицироваться как средней тяжести или тяжкое, если оно повлекло за собой серьезные последствия, создающие угрозу безопасности государству.

Такие последствия могут представлять собой сворачивание тех или иных разработок в области науки и техники, попадание сведений в руки иностранных государств или их агентов.

Необходимо также отличать преступление в виде разглашения государственной тайны от измены родине. Соответственно, преступник не может быть обвинен по данной статье, если он намеренно разглашал секретную информацию непосредственно представителям иностранных государств.

Какова ответственность

  • Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
  • В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.
  • Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.

Заключение

Таким образом, статья за разглашение государственной тайны предполагает действительно серьезную ответственность и сурово карается законодательством. Именно поэтому люди, обладающие секретной информацией, должны понимать, что вопрос о ее неразглашении не обсуждается и является обязательным для исполнения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-razglashenie-gosudarstvennoj-tajny.html

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Уголовная ответственность за государственную тайну

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок.

По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ.

Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Административная ответственность в плане защиты гостайны

Разглашение государственной тайны: ст. 283 УК РФ в 2020 году, ответственность

Статья, которая подходит под охрану гостайны — ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке. Субъект ответственности — гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения. В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы.

Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны.

В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации.

Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.

Источник: https://srodopuski.com/otvetstvennost-za-narushenie-gostainy.html

ст 283 УК РФ с ми

1.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка.

Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.

), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

Читайте также:  Тюремные касты в мужских и женских тюрьмах в 2020 году

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст.

283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных.

Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну.

Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных.

Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д.

В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. .

———————————
В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст.

4 Закона «О государственной тайне», именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е.

определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины.

Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности.

Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст.

276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст.

285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Другой комментарий к статье 283 УК РФ

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

  • 6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:
  • — была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);
  • — стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст.

283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Источник: https://ukrf24.ru/statia-283-uk

Комментарии к СТ 283 УК РФ

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Комментарий к статье 283 УК РФ:

1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).

2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.

Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.

Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.

3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————

В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).

Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».

Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому.

Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.

Читайте также:  Фальшивые деньги: что делать если попались в 2020 году?

Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности.

Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются.

Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.

4. Субъект при разглашении — специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований и т.п.

По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.

От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного .
———————————

Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.

Источник: http://www.UgolKod.ru/kommentarii-k-st-283-uk-rf

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) — МАТЕРИАЛЫ к лекциям по курсу уголовного права

Статьи 283 и 284 УК РФ предназначены для охраны государственной тайны от распространения ее среди посторонних лиц, которое создает опасность утечки государственных секретов за рубеж и тем самым объективно ставит под угрозу интересы безопасности России в области военной, внешнеполитической, экономической или иной деятельности в условиях постоянного и порой острого соперничества государств. Однако предусмотренное ст.ст.283 и 284 УК распространение государственных секретов среди посторонних лиц субъективно не направлено в ущерб внешней безопасности РФ и поэтому непосредственно посягает на порядок сохранности государственной тайны. Видовым объектом при этом (так же, как при совершении государственной измены и шпионажа) выступает безопасность государства.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области    его    военной,    внешнеполитической,    экономической, разведывательной,   контрразведывательной   и   оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст.

2 Федерального закона № 5485-1 от 21 июля 1993 года “О государственной тайне”). Закон устанавливает две основных группы признаков, при наличии которых сведения должны быть отнесены к государственной тайне — формальные и материальные.

Формальные признаки представляют собой совокупность признаков, позволяющих провести внешний, первичный анализ относимости сведений к государственной тайне. Они включают гриф секретности и наличие рассматриваемой информации в специальных перечнях.

Гриф секретности – это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, проставляемые на самом носителе или в сопроводительной документации на него. Закон устанавливает три вида грифа секретности —  “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Постановление Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года утвердило правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в целом.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации.

Сведения, отнесенные к государственной тайне, должны находится в специальных перечнях. Федеральным законом “О государственной тайне” установлены три вида перечней: федеральный, перечни министерств и ведомств и перечни по отдельным целевым программам.

Последние два разрабатываются на основе федерального, уточняя и дополняя его. Ранее федеральный перечень устанавливался указом Президента Российской Федерации, однако, такое его юридическое закрепление противоречило Конституции РФ, которая требовала принятия его на уровне федерального законодательства.

Данная правовая коллизия создавала значительные трудности для правоприменительной практики, так как ставила под сомнение всю правовую природу режима засекречивания. Поэтому в 1997 в Закон “О государственной тайне” были внесены существенные изменения, которые, в частности, выразились в том, что в ст.

5 отныне закреплялся развернутый федеральный перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Формальные признаки государственной тайны позволяют сотрудникам оперативных и следственных подразделений провести первичный анализ сведений для принятия решений о заведении дел оперативного учета либо проведения предварительной квалификации деяния.

Материальным признаком государственной тайны является ущерб, который наносится или может быть нанесен безопасности РФ в результате разглашения. В соответствии со статьей 6 Закона “О государственной тайне” под ним следует понимать вероятные экономические и иные последствия, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

      Разглашение государственной тайны с объективной стороны — это противоправное предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, публикации в печати, переписке, при демонстрации чертежей, схем, изделий) сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего они стали известны посторонним лицам либо стали их достоянием в результате передачи им материалов (предметов) для несанкционированного ознакомления. Разглашение, как правило, совершается путем действия. Однако возможны случаи совершения данного преступления путем бездействия, т.е. непринятие мер по обеспечению сохранности государственной тайны.

Оставление без надзора секретных документов или предметов либо неучтенных тетрадей или листов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, если их содержание стало достоянием посторонних лиц, также может образовать уголовно наказуемое разглашение государственной тайны (при наличии, как минимум, косвенного умысла по ч. 1 либо двух форм вины по ч.2 ст.283 УК).

Посторонним    признается    любое    лицо,    не    имеющее санкционированного доступа к данным виду секретных сведений (даже при наличии допуска к государственной тайне).

Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица (ч.1) либо с момента наступления тяжких последствий (ч.2 ст.283 УК). Если попытка предания огласки сведений, составляющих государственную тайну, не закончилась ознакомлением с ними посторонним лицом, деяние следует квалифицировать как оконченное покушение.

К тяжким последствиям (оценочный признак) могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну,  в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших  исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п.

Субъект преступления – специальный. Им может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Следовательно, Закон выделяет две группы субъектов преступления: лица, которым государственная тайна была доверена, и лица, которым она стала известна по службе или работе.

  • В соответствии с Законом “О государственной тайне” к первой группе необходимо отнести лиц, которые получают специальный допуск к государственной тайне, беря на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных сведений.
  • Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуск подразумевает прохождения следующих этапов, имеющих юридическое значение:
  • 1)       согласие на частичное или временное ограничение прав;
  • 2)       письменное согласие на частичное, временное ограничение прав;
  • 3)       письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий;
  • 4)       ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне;
  • 5)       принятие решения руководителя органа государственной власти о допуске лица.
  • При их полном прохождении лицу доверяется государственная тайна для выполнения своих прямых служебных обязанностей на государственной службе либо в иных структурах, независимо от форм собственности, выполняющих по договору с государством работы, связанные с секретной информацией.

Понятие второй группы лиц раскрывается в Постановлении Конституционного суда № 8-П от 27 марта 1996 года, в котором говорится, в частности, что указанные правила носят общий характер, не исключая возможности использования иных способов доступа к государственной тайне.

Доступ – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Его существование обусловлено особенностями правового статуса отдельных категорий лиц, вытекающей из Конституции Российской Федерации или непосредственно предусмотренного законом.

В связи с этим устанавливается особая категория лиц, которая может иметь эпизодический доступ к государственной тайне в силу выполнения своих служебных обязанностей. В отношении них установлен особый упрощенный порядок допуска.

К ним относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

В отношении указанных лиц проверочные мероприятия не проводятся, поскольку в противном случае это бы противоречило природе их конституционного статуса, особенностями занятия должности и выполняемых функций. Они лишь предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения. О данном факте отбирается соответствующая подписка (ст.21 ФЗ “О государственной тайне”).   

Субъективная сторона преступления в ч.1 ст.283 УК предполагается в виде прямого или косвенного умысла либо неосторожности.

При умышленном совершении преступления лицо осознает, что нарушает порядок сохранности государственной тайны, предвидит, что в результате этого она станет достоянием посторонних лиц, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их, либо не желает их, но сознательно допускает или относится к ним равнодушно.

При неосторожности лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в виде разглашения сведений, составляющих государственную тайну, но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить.

Либо лицо не предвидит разглашения государственной тайны в результате своих деяний, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был это предвидеть. В ч.2 — совершение разглашения с двумя формами вины, т.е.

при умышленном или неосторожном разглашении неосторожное отношение к тяжким последствиям (см. ст.27 УК).

Мотивами разглашения обычно являются болтливость, бахвальство, желание   показать   свою   значимость,   продемонстрировать   свою компетентность и т.п. Появились также случаи разглашения государственной тайны в результате подкупа или принуждения со стороны криминальных структур.

В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ.

Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны — иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Источник: https://students-library.com/library/read/20849-razglasenie-gosudarstvennoj-tajny-st-283-uk-rf

Ссылка на основную публикацию