Виды уголовных наказаний в 2020 году

Законопроект 73983-5, вводящий новую систему зачета времени отбывания в СИЗО при отбывании реально назначенного наказания, стал знаковым в деле гуманизации уголовного законодательства.

Он находился на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации немногим более десяти лет, а рассмотрен в итоговых чтениях был буквально за несколько месяцев. Сыграла в данном случае свою роль активность правозащитников, и общественности (например, была сформирована петиция на сайте Change.org).

В настоящее время ст. 72 УК РФ с изменениями на 2019 год, с ми и разъяснениями экспертов доступна на всех правовых порталах, так как внесена в УК РФ в новом виде, с применением системы «день за полтора». Однако из данного правила есть исключения.

Подробнее вопрос применения вышеуказанных поправок рассмотрим далее в статье.

Виды уголовных наказаний в 2020 году

Свежие и планируемые изменения

Никаких поправок после ФЗ-186 от 03.07.2018г., которым стал законопроект 73983-5, в ст. 72 УК РФ не вносилось, кроме того, пока законодатели не планируют возвращаться к данному вопросу.

Таким образом, нет оснований думать, что будет введена система «день за полтора» для строгого режима в 2019-2020 годах, последние новости на эту тему не говорят о разработке соответствующих законопроектов.

Однако результаты у закона ФЗ-186 и без того впечатляющие: ФСИН отчиталась, что по итогам его применения за истекший с момента его принятия период сроки заключения сократились для 96 000 заключенных.

Будет ли уголовная амнистия в 2020 году и по каким статьям?

История принятия законопроекта

Виды уголовных наказаний в 2020 году

Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года.

Активно стали продвигать документ в 2018 году функционеры ГД Иван Мельников и Павел Крашенинников, проводившие работу по анализу законопроектов, оставшихся с прошлых созывов Госдумы.

На тот момент были законопроект был принят в первом чтении в 2015 году. Между тем, правозащитники и другие заинтересованные лица о данном документе не забыли и вопрос ими продвигался постоянно.

В пояснительной записке к проекту указано, что условия содержания в СИЗО близки к тюремным:

  • у заключенных нет возможности для занятия каким-либо видом деятельности;
  • они находятся в закрытых камерах;
  • допускается только одна прогулка в день в течение часа.

Понятно, что условия отбывания наказания в колониях общего режима и колониях-поселениях значительно более лояльные, поэтому принцип справедливости назначения наказания требовал учесть подобные обстоятельства.

Правки в проект были внесены только в части расширения списка статей, осужденным по которым не предоставляется право на зачет по схеме «день за полтора», после чего он был принят в финальном чтении и подписан президентом.

Когда вступит в силу закон, дополнительно не было определено, поэтому он обрели полную юридическую силу через 10 дней после официальной публикации, то есть, 13 июля 2018 года. Три месяца давалось на правильное исчисление сроков наказаний и зачет наказания.

Содержание изменений и схемы зачета «день за полтора»

Поправки в ст. 72 УК РФ стали реальностью в июле 2018 года. Основной их смысл введение принципа уточненного зачета времени, проведенного в СИЗО при отбывании реальных сроков.

Теперь расчет ведется следующим образом: один день в следственном изоляторе равняется:

  • 1,5 дням отбывания наказания в дисциплинарной части;
  • 1,5 дням в колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • 2 дням в колонии-поселении.

При назначении иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, способ пересчета также поменялся.

Содержание в СИЗО по схеме день за полтора для строгого режима не применяется, в этом случае сохраняется старый принцип расчета: строго день за день.

Тот же принцип сохраняется и при назначении отбывания предусмотренного приговором наказания в колониях особого режима и тюрьмах.

Инициаторы изменений предусмотрели данные исключения ввиду особой общественной опасности данных видов преступных деяний.

Кроме того, не применяется новый принцип при осуждении за следующие деяния:

  • совершение террористических актов;
  • захват заложников;
  • шпионаж и госизмена;
  • угон поезда, самолета и т.д.;
  • международный терроризм;
  • хранение наркотиков в крупных, а также особо крупных размерах;
  • производство, сбыт и хищение наркотиков.

В случае, если гражданин осужден за нижеперечисленные преступления, сопряженные с террористической деятельностью, к осужденным также применяются старые правила:

  • посягательство на жизнь госслужащего или общественного деятеля;
  • мятеж с применением оружия;
  • насильственный захват с целью получения власти и удержание власти;
  • нападение на лиц и учреждения, имеющих право на международную защиту.

Таким образом, законопроект о зачете «день за полтора» для строгого режима Госдума РФ не рассматривает и пока нет сведений или объявлений о его подготовке.

Более того, при рассмотрении законопроекта 73983-5, инициаторы поправок особенно отмечали, что действие их не будет распространяться на лиц, осужденных к отбыванию наказания в колониях особого и строгого режимов, а также в тюрьме, так как они представляют значительную общественную опасность.

Никаких возражений со стороны Правительства, данные формулировки не вызвали. Последние новости из Госдумы подтверждают отсутствие активности по реформированию данной нормы.

С учетом данных обстоятельств вряд ли стоит ожидать, что будут в скором времени приняты поправки для строгого режима о зачете «день за полтора» в СИЗО.

Виды уголовных наказаний в 2020 году

Источник: https://zakon-navigator.ru/budet-li-zachet-sroka-v-sizo-po-sheme-den-za-poltora-dlja-strogogo-rezhima/

Прокурор разъясняет: виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Виды уголовных наказаний в 2020 году

  • В соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний:
  • а) штраф;
    б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
    в) обязательные работы;
    г) исправительные работы;
    д) ограничение свободы;
  • е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1000 рублей до 50 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель 6 месяцев.

С учетом обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 46 УК РФ, штраф может быть назначен с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет либо с его отсрочкой на тот же срок.

В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ заменяется другим видом наказания.

Статья 88 УК РФ допускает возможность применения к несовершеннолетнему лишения права заниматься определенной деятельностью. Лишение права устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания.

В соответствии с ч. 3 ст.

88 УК РФ обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время.

Продолжительность исполнения данного вида наказаний лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до 1 года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).

  1. Назначение наказания в виде исправительных работ возможно и в отношении несовершеннолетнего, проходящего обучение в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, кроме тех случаев, когда его исполнение может реально препятствовать продолжению обучения, например при очной форме обучения.
  2. Наказание в виде ограничения свободы назначается несовершеннолетним только в качестве основного наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет.
  3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы они могут быть заменены наказанием в виде лишения свободы.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет.

Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления в возрасте до 16 лет, как за отдельное тяжкое преступление, так и по их совокупности не может быть назначено наказание на срок свыше 6 лет лишения свободы.

Этой же категории осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также иным несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста, максимальный срок назначенного лишения свободы за одно или несколько преступлений, в том числе по совокупности приговоров, не может превышать 10 лет (ч. 6 ст. 88 УК РФ).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 88 УК РФ несовершеннолетнему, осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, нижний предел наказания в виде лишения свободы, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.

Несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества).

Старший помощник прокурора Камчатского края по взаимодействию
со СМИ, общественностью и правовому обеспечению

советник юстиции                                                                          Л. В. Шунина

Источник: https://kamprok.ru/prokuror-razyasnyaet-vidy-ugolovnyh-nakazanij-naznachaemyh-nesovershennoletnim/

В 2020 году вступят в силу изменения в уголовно-исполнительной системе — пульс хакасии

В связи со складывающейся судебной практикой и прогнозируемым увеличением численности осужденных к принудительным работам, а также достигнутым лимитам наполнения осужденных Госдума приняла проект федерального закона № 413712-7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ». Старший инспектор ГКИН УФСИН России по Республике Хакасия капитан внутренней службы Е.А. Бянкина рассказала, в чем заключаются изменения, вступающие в силу с 01.01.2020.

  • Процесс реформирования, происходящий в уголовно-исполнительной системе, призван повысить эффективность ее функционирования, приблизить деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, к уровню европейских стандартов и потребностей общественного развития.
  • В этой связи особую актуальность приобретает реализация
    принятого в декабре 2011 года Федерального закона 420-ФЗ «О внесении изменений
    в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
    Российской Федерации», которым предусмотрено введение с 1 января 2013 года
    нового вида уголовного наказания – принудительные работы.
  • Применение данного вида уголовного наказания в непростых
    социально-экономических условиях, складывающихся в стране, как альтернативы
    лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за
    совершение преступления небольшой или средней тяжести позволит более гибко реализовывать
    уголовно-исполнительную политику государства, предоставит, лицам, преступившим
    закон, возможность не только претерпевать негативные последствия от
    совершенного деяния, но и своим трудом принести пользу государству.
Читайте также:  Телефонное хулиганство: статья ук рф в 2020 году, наказание, куда обращаться?

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в
специальных учреждениях (ч.1 ст.60.1 УИК РФ) – исправительных центрах (далее –
ИЦ) или участках, функционирующих как исправительный центр (далее – УФИЦ),
которые создаются в уголовно-исполнительной системе, не менее одного в пределах
территории субъекта Российской Федерации.

  1. В исправительных центрах отбывают наказание лица, осужденные
    за совершение преступления небольшой или средней тяжести, либо за совершение
    тяжкого преступления впервые на срок от двух месяцев до пяти лет.
  2. Главной целью данного наказания является исправление и
    ресоциализация осужденных через привлечение к труду, что позволяет осужденному
    обеспечивать себя, а также возмещать вред, причиненный преступлением государству
    и потерпевшим лицам, возместить затраты исправительных центров на
    коммунально-бытовое обслуживание, получить навыки и умения, которые он может
    реализовать после отбытия наказания.
  3. Отбывающие наказание направляются на те работы, которые
    определены администрацией организации, где они трудятся, с учетом возраста,
    пола и, по возможности, специальности.

Часть зарплаты осужденного, а именно от 5 до 20%, будет
удерживаться в пользу государства. Точный размер выплат в пользу государства
будет определяться судом. Кроме того, из зарплаты будут удерживаться взыскания,
назначенные судом, например ущерб потерпевшим. И еще осужденные должны будут
отдавать часть денег за проживание в общежитии. Кроме того, они будут сами
покупать себе еду и одежду.

У осужденных будет право на оплачиваемый отпуск 18 рабочих
дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами
исправительного центра разрешается только осужденным к принудительным работам,
не имеющим взысканий.

Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не
смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без
разрешения администрации покинуть исправительный центр.

Они будут жить в
общежитиях, а после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких
нарушений, осужденному может быть разрешено проживать за пределами центра с
семьей, но в пределах муниципального образования, где находится исправительный
центр.

Хоть в исправительном центре и не будет такой охраны, как в
исправительной колонии, покидать территорию центра в ночное или нерабочее
время, в выходные дни он может лишь с разрешения администрации центра, а если
он получил право проживать вне пределов центра, он обязан отмечаться четыре
раза в месяц.

Кроме того, Министерством юстиции разработаны подробные правила
внутреннего распорядка исправительных центров. Там есть и перечень предметов,
которые запрещено хранить отбывающему этот вид наказания, в том числе
наркотические вещества, все виды алкоголя и другое. Сотрудники вправе будут
проводить досмотр вещей осужденного.

Осужденные проживают и постоянно находятся в исправительных
центрах. Если таковых нет в месте проживания осужденного гражданина, они
направляются за счет государства в другой субъект РФ.

При направлении осужденных к наказанию в виде принудительных
работ в исправительные центры, расположенных на территории другого субъекта
Российской Федерации, возникнет ряд проблем:

– направление осужденных в исправительные центры,
расположенных на территории другого субъекта РФ, исключает сохранение социально
полезных связей и отношений, стимулирующих процесс исправления осужденного.
Кроме того, место расположения исправительного центра влияет на осуществление
права осужденного на свидания.

Чем дальше от прежнего местожительства отбывает
наказание осужденный к принудительным работам, тем реже к нему могут приезжать
близкие родственники.

В последнем случае возможность ресоциализации значительно
снижается, и как следствие, неприбытие осужденного к месту отбывания наказания
в установленный в предписании срок либо уклонение осужденного от отбывания
наказания, влечет за собой объявление осужденного в федеральный розыск;

– при назначении наказания в виде принудительных работ в порядке ст.

80 УК РФ либо назначение наказания лицу, находящемуся на момент вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (код конвоем), что влечет за собой дополнительную нагрузку на Федеральный бюджет. Лимит бюджетных обязательств уже определен на текущий год и выделение средств на указанные нужды не предусмотрены;

– при отсутствии у осужденного к принудительным работам
документов, удостоверяющих личность, усложняется задача его направления в
исправительный центр другого региона, что приводит к несвоевременному
привлечению к отбыванию наказания (трудоустройству);

На основании п.1.4 Протокола оперативного совещания Совета
Безопасности РФ от 09.05.2019 «О принятии комплекса мер направленных на
расширение в субъектах РФ сети исправительных центров для обеспечения
уголовного наказания в виде принудительных работ деятельность по расширению
системы исправительных центров продолжается.

В рамках мероприятий по организации исполнения наказания в
виде принудительных работ на территории Российской Федерации создана система
исправительных центров в 57 субъектах Российской Федерации, состоящая из 14
исправительных центров и 43 участков исправительных учреждений, функционирующих
как исправительные центры.

В настоящее время на территории Республики Хакасия
планируется создание УФИЦ на базе УКП ФКУ ИК-33 и ФКУ КП-31 УФСИН России по
Республике Хакасия.

В связи со складывающейся судебной практикой и
прогнозируемым увеличением численности осужденных к принудительным работам, а
также достигнутым лимитам наполнения осужденных в ИЦ (УФИЦ) в Сибирском
Федеральном округе, а также в Уральском, Дальневосточном, Центральном округах,
09.07.2019 Государственной Думой Российской Федерального Собрания Российской
Федерации принят проект федерального закона № 413712-7 «О внесении изменений в
Уголовно-исполнительный кодекс РФ».

В целях расширения возможности привлечения к труду осужденных к принудительным работам указанным законопроектом предлагается закрепить возможность создания участков исправительных центров, расположенных вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся. Указанные участки будут создаваться на базе имущества, представляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд осужденных.

Положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2020 года.

Источник: https://pulse19.ru/26265-v-2020-godu-vstupjat-v-silu-izmenenija-v-ugolovno-ispolnitelnoj-sisteme/

Верховный Суд РФ предлагает считать уголовным проступком преступление небольшой тяжести, за которое УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 42 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка»

Соответствующий проект вносится Верховным Судом РФ в Госдуму.

Необходимость выделения данной категории деяний вызвана тем, что среди преступлений небольшой тяжести сейчас имеются те деяния, которые представляют наименьшую общественную опасность и с учетом характера этой опасности не влекут наказания в виде лишения свободы (например, такие преступления в сфере экономической деятельности, как незаконное предпринимательство, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, совершенные без отягчающих квалифицирующих обстоятельств). Совершение любого из данных видов преступлений влечет одни и те же правовые последствия с точки зрения давности уголовного преследования, погашения судимости, условно-досрочного освобождения. Отнесение к одной и той же категории преступлений деяний, существенно различающихся по характеру общественной опасности, не вполне согласуется с общеправовым принципом справедливости и принципом индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Проектом предусматривается обязательное освобождение несовершеннолетних, впервые совершивших уголовный проступок, от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

К лицам, совершившим впервые уголовный проступок либо совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, предлагается применять наряду с судебным штрафом меры, сходные с некоторыми видами наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а именно: обязательные работы и исправительные работы.

Проектом также вносятся поправки в некоторые нормы УК РФ, смягчающие уголовное наказание и правовые последствия в случае совершения уголовного проступка.

В частности, для лиц, осужденных за совершение уголовного проступка, предусматривается сокращение продолжительности срока, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение от наказания, а также срока давности обвинительного приговора суда.

Кроме того, предусматривается сокращение продолжительности срока давности уголовного преследования для лиц, совершивших уголовный проступок, до одного года.

Проектом, кроме того, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ корректировки, согласующиеся с изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс РФ в связи с введением понятия уголовного проступка и расширением иных мер уголовно-правового характера.

При этом прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, совершившего уголовный проступок, не будет исключать право потерпевшего на возмещение вреда, причиненного ему в результате совершения данного деяния, в рамках искового производства.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 01.11.2017

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/51335.html/

О новых технологических подходах к исполнению наказания в уис рф на современном этапе

Корнилова О. А., Гаряджиева Г. Ц. О новых технологических подходах к исполнению наказания в уис рф на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 572-574. — URL https://moluch.ru/archive/131/36498/ (дата обращения: 11.11.2019).



Проблема уголовного наказания является одной из самых сложных и многосторонних в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется реализацией уголовного права: угрозой и применением наказаний.

  • Предмет изучения данной проблемы- методологические и правовые основы модернизации деятельности УИС в сфере исполнений наказаний, не связанных с изоляции осужденного от общества.
  • Цель данного исследования — изучение новых технологических средств УИС в сфере исполнений наказаний, не связанных с изоляции осужденного от общества, аргументирование совокупности мер, направленных на повышение их эффективности.
  • Начнем с понятия наказания, оно определяется в разных аспектах и значениях, таких как:
  • 1) моментальное реагирование государственных органов на совершенное преступления;
  • 2) результат правового воздействия за совершения преступления;
  • 3) как воздаяние виновному за содеянное;
  • 4) некий ущерб, причиненный на основе приговора суда.

Важно понимать, что задачей наказания не является причинение физических и моральных страданий осужденному. Его цель — это восстановление социальной справедливости, исправление осужденного путем воспитательных работ и профилактических бесед, а также предупреждение совершения новых преступлений.

Цель восстановления социальной справедливости — адекватное возмещение вреда, причиненного во время совершения преступления, за счет возможного лишения или ограничения прав и свобод обвиняемого.

Профессор Г. П. Байдаков считает, что в широком понимании сущность исправления — субъективно-объективный процесс, а в узком- лишь его часть, деятельность осужденного субъекта. Именно в этом смысле исправление близко по значению понятию «ресоциализация осужденных».

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что ограничение прав и свобод виновного (наказание) в уголовно — исполнительной системе применяется в отдельных странах по разной методике.

Особенностями уголовной политики многих странявляется набирающая популярность тенденция к переходу к наказаниям, которые не изолируют полностью осужденного от общества.

Читайте также:  Взятка должностному лицу: статья 291 ук рф в 2020 году - чем грозит, как доказать?

В современных условиях наиболее широкое распространение приобрели электронные средства для контроля за осужденными.

Что представляет собой данное устройство? Это техническое средство надзора и контроля в отношении осужденного, который находятся под домашним арестом или отбывает наказание в виде ограничения свободы.

В народе его называют «электронный браслет». Эти устройства применяются для: предотвращение повторного совершения преступлений и правонарушений; соблюдение порядка приговоренных и условий отбывания наказания в виде принудительных работ и ограничения свободы; для сбора информации о поведении, местонахождении, образе жизни виновного.

Впервые мысль об электронном контроле за осужденными возникла в США, когда 1968 году вступил в силу закон об электронном наблюдении. Первая реализация на практике данной идеи была осуществлена в 1979 году в штате Нью-Мексико. Однако, по причине дорогого оборудования и малоэффективного результата, она не пользовалось большой популярностью.

И только спустя 5 лет после разработки новой структуры браслета и автоматизации наблюдения за осужденными, эта идея была осуществлена в штате Флорида. В наше время в Соединенных Штатах Америки этой системой контроля осужденных пользуются практически все штаты.

Данный вид наказания применяется сотрудниками соответствующих органов на 14 тысячах осужденных.

Электронный браслет действует в трех режимах: радиосвязь, спутниковое слежение и совокупность из двух предыдущих. Если осужденный пребывает в доме, работает стационарный радиопередатчик. Благодаря ему, в любое время, оператор может связаться с виновным.

При выходе осужденного из дома, включается GPS, который находится на поясе. Существуют усовершенствованные браслеты со встроенной системой спутникового слежения, контролируемые специально обученным оператором.

Такие электронные устройства применяются к лицам, совершившее мелкие преступления и лицам, имеющим возможность на досрочное освобождение.

К примеру, в Швеции, приговоренные сроком до 3 месяцев- мелкие воры и попавшие в ДТП водители, имеют право выбрать электронный браслет. В Германии по инициативе осужденных решение надеть на них электронный браслет принимает прокуратура.

В Израиле по запросу адвокатов суд может принять положительное решение в отношении лиц, находящихся под следствием. В Австрии электронные ножные браслеты носят досрочно освобожденные, которые были приговорены к сроку меньше трех лет.

Эстонские заключенные также могут досрочно выйти из тюрьмы, надев такой браслет.

В Российской Федерации относительно недавно заинтересовались вопросом применения электронных средств контроля и надзора за осужденными. На основе опыта США и стран Евросоюза, анализировались возможные пути внедрения новой системы на территории нашей страны.

В 2006 году Евросоюз выделил денежные пособия Российской Федерации в размере трех миллионов евро для осуществления эксперимента по введению электронных браслетов.

Денежные средства предназначались на приобретение средств контроля и надзора, также на специализацию соответствующих кадров.

Изначально браслеты закупались у зарубежной компании, с стечением времени наладилось и российское производство.

Благодаря Федеральной службе исполнения наказаний РФ в 2007 году, был подготовлен проект закона, абсолютно меняющий сущность наказания в виде ограничения свободы.

Основной мыслью законопроекта является то, что виновный находится под круглосуточным контролем, оставаясь на свободе по месту жительства.

Помимо этого, такое лицо ограничивается в праве свободно выбирать место проживания, право свободы перемещений, также посещать определенные места, запрет на нахождение в определенное время суток в конкретных местах.

Совершенствование в области уголовного правосудия подразумевает к2020 году увеличить численность лиц, осужденных к наказаниям, не изолирующим их от общества. Подобные виды наказания в Российской Федерации до сегодняшнего дня использовались довольно редко, влекущее за собой перегрузку исправительных центров.

Планируемое строительство пенитенциарных учреждений для исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы, не было реализовано. По прогнозам, все исправительные центры могли бы обойтись России в 20 млрд. рублей, без ежемесячного содержания. Именно по причине экономии денежных средств, не применялось ограничения свободы до 2010 года.

В последствие изменений в УК РФ от10 января 2010 года, касающихся ограничения свободы и применения новых технологий, обстановка во многом изменилась. Совсем недавно в пределах Воронежской области, был осуществлен эксперимент, связанный с применением электронных браслетов.

В городе Пермь нормализовалась работа по изготовлению технологических устройств надзора за приговоренными к ограничению свободы.

Несомненно, использование электронных браслетов существенно повлияет на преобразование всей уголовно-исполнительной системы в целом. Но при этом, существует ряд определенных факторов, замедляющий процесс преобразования в данной сфере. Во-первых, это дорогостоящее изготовление браслетов.

Во-вторых, требуется время, чтобы судьи смогли адаптироваться к новому виду наказания, с реальным применением электронного механизма. В-третьих, необходимы специально подготовленные кадры для работы с подобным оборудованием, т. е.

в ближайшие несколько лет необходимо наладить повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере применения высоких технологий, а также расширить штат сотрудников.

Любой процесс нововведения в обществе воспринимается с настороженностью, порой ярко выраженной критикой, но именно это может повлиять на быстрое развитие России, отличительными чертами характерному только нашему государству.

Таким образом, оказавшись в местах лишения свободы, осужденный теряет социальные связи с обществом: осужденный перестает общаться с родственниками, друзьями, теряет работу, вливается в криминальную субкультуру, а введение новых технологических устройств поможет не только разгрузить СИЗО и колонии, но и удержать осужденного от повторного совершения преступления, не изолируя его от привычной социальной среды.

Литература:

  1. Грушин Ф. В. Исправительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения//Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 51–56.
  2. «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р.
  3. Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста//(Аналитический обзор). — ФКУ НИИ ФСИН России, 2015 г.
  4. Зарембинская Е. Л. Подводя итоги // журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» № 6/2015 год.

Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, Российская Федерация, электронный браслет, вид ограничения свободы, ограничение свободы, уголовное наказание, уголовно-исполнительная система, спутниковое слежение, социальная справедливость, GPS.

Применение электронного оборудования СЭМПЛ. В качестве основных перспектив назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы предлагаются указанные ниже действия, способствующие формированию комплексной…

Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции…

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовноисполнительная инспекция.

Ограничение свободы — относительно новый вид уголовного наказания, хотя УК РСФСР 1960 г. предусматривал возможность применения видов наказаний, имеющих сходство с ограничением свободы

Автором рассматриваются проблемы исполнения ограничения свободы, анализируются нормы уголовного законодательства относительно наказания, формулируются предложения автора по совершенствованию законодательства и уголовноисполнительного применения этого вида

Раскрывая сущность ограничения свободы, следует обратить пристальное внимание на его функциональное назначение. Отбывание наказания сопровождается возложением на осуждённого определённого перечня ограничений.

Место ограничения свободы в общей системе уголовных наказаний. В системе наказаний, ранжированной в зависимости от их строгости и в таком виде предусмотренной в ст. 44 УК, ограничение свободы расположено на седьмом месте…

Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения…

Существует проблема при определении места отбывания осужденными ограничения свободы, поскольку оно неразрывно связано именно с местом проживания гражданина Российской Федерации.

Применение электронного оборудования СЭМПЛ. В качестве основных перспектив назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы предлагаются указанные ниже действия, способствующие формированию комплексной…

Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции…

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовноисполнительная инспекция.

Ограничение свободы — относительно новый вид уголовного наказания, хотя УК РСФСР 1960 г. предусматривал возможность применения видов наказаний, имеющих сходство с ограничением свободы

Автором рассматриваются проблемы исполнения ограничения свободы, анализируются нормы уголовного законодательства относительно наказания, формулируются предложения автора по совершенствованию законодательства и уголовноисполнительного применения этого вида

Раскрывая сущность ограничения свободы, следует обратить пристальное внимание на его функциональное назначение. Отбывание наказания сопровождается возложением на осуждённого определённого перечня ограничений.

Место ограничения свободы в общей системе уголовных наказаний. В системе наказаний, ранжированной в зависимости от их строгости и в таком виде предусмотренной в ст. 44 УК, ограничение свободы расположено на седьмом месте…

Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения…

Существует проблема при определении места отбывания осужденными ограничения свободы, поскольку оно неразрывно связано именно с местом проживания гражданина Российской Федерации.

Источник: https://moluch.ru/archive/131/36498/

Виды уголовных наказаний: классификация, основные и дополнительные | Правоведус

Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная санкциями Уголовного кодекса РФ и применяемая в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных и для предупреждения новых преступлений, как виновными лицами, так и иными гражданами. Данная мера применяется только по приговору суда от имени государства.

Наказание, назначенное судом за совершенное общественно опасное деяние, есть ни что иное, как форма реализации уголовной ответственности.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Уголовный кодекс РФ содержит прямые критерии, которые позволяют выделить три основания для деления наказаний:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.
Читайте также:  Что такое "владимирский централ" в 2020 году? где находится владимирская тюрьма?

Основные и дополнительные уголовные наказания

Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы: 1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):

  • обязательные либо исправительные работы,
  • ограничения свободы,
  • арест,
  • ограничения по военной службе,
  • содержание в дисциплинарной воинской части,
  • лишение свободы на определенный судом срок,
  • пожизненное лишение свободы,
  • смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь).

Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания.

2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:

  • Лишение специального, почетного или воинского звания,
  • Лишение классного чина,
  • Лишения государственных наград.

3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:

  • лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
  • штраф.

Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».

Уголовное наказание – лишение права

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст.

47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления.

Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет. Более подробно о наказании в виде лишения права Вы можете прочитать на нашей в статье «Лишение права занимать определенные должности».

При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов (статья 48 УК РФ).

Уголовное наказание – обязательные работы

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время.

Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день.

При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Уголовное наказание – исправительные работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания.

Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет.

Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%.

В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

  • один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
  • один день ареста за два дня работ;
  • один день лишения свободы за три дня работ.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом.

Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Уголовное наказание – ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

  • невозможность посещения осужденным определенных мест;
  • невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
  • невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
  • невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы

Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества.

Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости.

Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст.

55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен. Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.

Уголовное наказание – лишение свободы

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение.

Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет. При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет.

Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы

Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст.

57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания — это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Уголовное наказание – смертная казнь

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления.

Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного.

По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного. С 1999 г. на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/vidyi-ugolovnyih-nakazaniy/

Ссылка на основную публикацию