Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) представляет особую опасность для общества. Это связано с тем, что выход служащих за рамки их компетенции дискредитирует деятельность органов власти различного уровня.
На практике некоторые сотрудники допускают превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ не определяет ответственность за такое деяние. Наказание за него предусматривается 286 статьей Кодекса. Далее рассмотрим ст.
285 УК РФ (с ми).
Основной состав
Злоупотребление полномочиями вопреки служебным интересам, повлекшее существенное ущемление прав организаций и граждан, государства и общества, совершенное из корыстных или иных личных побуждений, наказывается:
- Денежным взысканием до 80 000 руб. или равным доходам за 6 мес.
- Запретом на пребывание на некоторых постах или осуществление определенной деятельности до 5 лет.
- Арестом на 4-6 мес.
- Принудительными работами либо заключением в тюрьму на срок до 4 лет.
Квалифицирующие составы
За указанное выше деяние, которое было совершено гражданином, находящимся на государственном посту РФ или субъекта страны, а также являющимся главой местной структуры управления, приговор по ст. 285 УК РФ ужесточается. Виновным в таких случаях грозит:
- Штраф 100-300 тысяч руб. или равный доходам субъекта за 1-2 года.
- До 5 лет принудительных работ.
- Тюремное заключение сроком до 7 лет.
В дополнение к последним двум наказаниям может быть установлен запрет, приведенный в части первой ст. 285 УК РФ, на срок до 3 лет. За деяния, установленные в ч. 1 рассматриваемой нормы, приведшие к тяжким последствиям, предусмотрено тюремное заключение до 10 лет. В дополнение может назначаться указанный выше запрет на срок до 3 лет.
Примечание к ст. 285 УК РФ
Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами.
Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:
- Госорганах.
- Структурах территориального управления.
- Муниципальных и госучреждениях.
- Госкомпаниях, госкорпорациях.
- Унитарных предприятиях.
- Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
- ВС, прочих войсках и формированиях.
Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.
Пояснения к норме
Объективная часть ст. 285 УК РФ включает в себя три признака:
- Совершение деяния. Оно может выражаться в виде бездействия либо действия и состоит в превышении полномочий вопреки служебным интересам.
- Возникновение последствий. Они выражаются в причинении ущерба правам и интересам граждан и общества, государства и организаций.
- Причинно-следственная связь преступления и последствия.
Специфика деяния
Использованием служебного положения в рамках ст. 285 УК РФ считается совершение деяний, которые, несмотря на непосредственную связь с реализацией предусмотренных задач, обязанностей и прав лица, не были вызваны необходимостью.
При этом они противоречили не только общим требованиям, предусмотренным для госаппарата и структурам местной власти, но и целям, для достижения которых гражданин был наделен соответствующей компетенцией.
Злоупотреблением следует считать действия гражданина, совершенные из корыстного или иного побуждения, входящие в его полномочия, но не обусловленные необходимыми основаниями.
К примеру, субъект выдает водительское удостоверение лицу, не сдавшему экзамен, принимает на работу сотрудников, которые фактически не выполняют обязанности, освобождает подчиненного от непосредственной деятельности для направления его в коммерческую организацию или привлечения для обустройства домовладения, принадлежащего виновному.
Дополнительно
Ответственность по рассматриваемой ст.
285 УК РФ возможна и в случае умышленного невыполнения виновным его обязанностей, если такое бездействие обуславливалось корыстным мотивом либо другой личной заинтересованностью, противоречило задачам, для реализации которых лицо было наделено соответствующей компетенцией, повлекло существенное ущемление прав организаций, граждан, государства, общества. В качестве неправомерного использования служебного полномочия расценивается протекционизм. Он предполагает незаконное содействие в карьерном росте, трудоустройстве, поощрение подчиненных, прочее покровительство, совершаемое из корыстных и других личных мотивов.
Исключения
Когда деяние, санкции за которое зафиксированы ст. 285 УК РФ, совершается субъектом для устранения опасности, он может быть освобожден от ответственности. Для этого должно быть доказано, что в момент преступления отсутствовали иные способы предотвращения угрозы.
Вместе с тем при квалификации деяния важно установить, что не были превышены пределы крайней необходимости. Не признаются преступными деяния, повлекшие ущерб охраняемым интересам, если они совершались во исполнение приказа, являвшегося для виновного обязательным.
При выполнении заведомо незаконного распоряжения ответственность для лица наступит не по ст. 285 УК РФ, а по соответствующей норме (на общих основаниях). Действия вышестоящего служащего при этом рассматривается (при наличии соответствующих предпосылок) как организацию преступления либо подстрекательство к его совершению.
Квалификация будет осуществляться по соответствующей норме Особенной части со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Гражданин, который дал заведомо незаконное распоряжение подчиненному служащему, не осознававшему его неправомерность и выполнившему его, привлекается к ответственности как непосредственный исполнитель.
При этом, если для получения желаемого результата лицом использовались не переданные ему полномочия, а авторитет, имеющиеся служебные связи и пр., то состав преступления, определенного в ст. 285, отсутствует.
Существенное нарушение интересов и прав
Этот признак считается обязательным при квалификации деяния по ст. 285 УК РФ. Существенным считается нарушение интересов и прав, которые гарантированы общепризнанными международными нормами и принципами, Конституцией страны. К примеру, деяние виновного может касаться чести, достоинства, частной жизни человека, его жилища и пр.
Оценивая существенность, следует учитывать степени негативного влияния преступления на нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятия, функционирования государственной, региональной, местной власти, размер и характер возникшего материального ущерба, количество потерпевших. Немаловажное значение имеет тяжесть вреда, причиненного им.
При этом учитывается имущественный, моральный и физический вред.
Заключение
Субъективная сторона деяния предполагает наличие вины умышленного характера. При этом умысел может быть косвенным либо прямым. В качестве обязательного компонента выступает наличие корыстного или личного мотива. Злоупотребление полномочиями считается преступлением с материальным составом.
Источник: https://www.syl.ru/article/285691/new_st-uk-rf-s-kommentariyami-zloupotreblenie-doljnostnyimi-polnomochiyami
Комментарии к статье Уголовного кодекса о превышении должностных полномочий
Злоупотребление должностными полномочиями отражает статья 285 современного УК РФ. Актуальность данной нормы весьма велика, так как преступные посягательства, связанные с должностной сферой, совершаются достаточно часто. Административный закон не содержит в себе положений, затрагивающих рассматриваемое правонарушение.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Характеристика
Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.
Результатом становится:
- нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
- преступность затрагивает интересы указанных субъектов.
Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.
Объективная сторона
Должностные преступления по УК РФ содержатся в одной главе. Действующий уголовный закон понимает должностные полномочия как правомочия и ответственность, возложенная на человека в связи с занятием той или иной должности.
Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:
- Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
- Органах, действующих от имени государства.
- Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
- Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.
На практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы.
Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера.
Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций.
Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.
Отличия от превышения
Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК.
Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами.
Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.
Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.
Состоят они в том, что:
- в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
- совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
- последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
- если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.
Пояснения, содержащиеся в Пленуме, указывают на то, что примерами превышения рассматриваемых правомочий выступают действия, которые могут реализовываться при наличии тех или иных обстоятельств, носящих определённый характер. Данная мера отражается в законодательных актах. К примеру, незаконно применять к лицу, не достигшему совершеннолетия оружия, если совершаемые им действия не угрожают общественности.
В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих.
Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников.
Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.
Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.
Ответственность
Правые акты предусматривают исправительные меры для лиц, совершивших рассматриваемые посягательства.
Устанавливаются такие наказания:
- Штрафные санкции. Размер варьируется до 80 тысяч рублей. Также зависеть сумма может от дохода виновного лица. Законодатель в этом случае ограничивает период – доход учитывается по полгода.
- Виновного могут лишить права заниматься деятельность или состоять в должности. Срок прописан в законе – 5 лет.
- Работы, имеющие принудительный характер. Закреплён период 4 года.
- Должностное лицо могут арестовать на полгода.
- Виновный лишается свободы на 4 года.
Изменение указанных мер наступает в том случае, когда лицо занимает должность в органе государственной или региональной власти. Также в данную компанию относятся чиновники органов самоуправления. Перечисленные лица отвечают по закону в пределах штрафных санкций. Их размер указывается законодателем как варьирующийся от 100 до 300 тысяч рублей. Применимы и принудительные работы, которые устанавливаются на пять лет. Дополнительной мерой воздействия будет ограничение совершения определённых действий или занятия должностей. Срок прописан, равный трём годам. Виновное лицо могут лишить свободы на семь лет, при этом к нему также применимо отражённое выше дополнительное взыскание.
Срок давности рассматриваемых правонарушений закрепляется уголовным законом. Вооружённые нападения должностных лиц подлежит оценке по иным статьям кодекса.
Также в журнале можно найти ответственность, которая устанавливается за совершение указанных выше действий, при условии, что в результате действий служащего наступили последствия, носящие тяжкий характер. Ответственность в таком случае предусматривается в виде лишения свободы виновного на срок 10 лет.
Дополнительной мерой выступает ограничение правомочий человека относительно занятия определённой должности или деятельностью. Такую обязанность человек должен соблюдать на протяжении трёхлетнего периода.
Стоит отметить, что в понятие тяжкие последствия закладывается то, что от преступления наступил материальный ущерб, который можно посчитать в финансовом проявлении. Кроме того, органам следствия потребуется установить наличие крупного размера относительно рассматриваемого последствия. Судебными органами учитывается и иной вред, который можно охарактеризовать как существенный.
Законодатель указывает на то, что человек, который занимает определённого рода должность и совершает рассматриваемое посягательство, может в исключительных случаях избегать ответственности. К таковым относятся ситуации, когда виновный действовал под воздействием принудительного распоряжения вышестоящего начальства либо руководствовался обоснованным риском.
Если у виновного не было при совершении рассматриваемых действий мотивов, которые можно охарактеризовать, как корыстные или иные личные – содеянное им не может быть оценено по статье 285 УК и рассматривается как проступок, носящий дисциплинарный характер. В этой ситуации в качестве обязательного условия выступает наличие незначительного несоблюдения правомочий людей и учреждений. Данные интересы в полной мере должны охраняться законодателем.
Помощь
В рассматриваемой ситуации, можно сказать, что при отсутствии у виновного лица мотива, который характеризуется как корыстный или иной личной заинтересованности – содеянное оценивается как проступок, носящий дисциплинарное значение.
Наказывать его будут не так строго, как это предусмотрено уголовным законодательством. Однако стоит иметь в виду, что в качестве обязательного условия выступает нарушение интересов и правомочий граждан.
Данные права охраняются на законодательном уровне, нарушаются они в незначительной степени.
Учитывать требуется, что действующее в нашей стране законодательство имеет множество граней. По этой причине допускается неверная трактовка той или иной нормы. В частности, когда имеет место небольшое превышение полномочиями, которыми наделено лицо, при неверной трактовке становится полноценным составов злоупотребления.
Своевременное обращение к специалисту в сфере юриспруденции даёт человеку:
- точно разобраться с теми нарушениями, которые имеют место быть в его случае;
- степень исправительного воздействия, применяемая к нарушителю.
Кроме того, виновный получает возможность получить по результатам рассмотрения дела в судебном органе минимальной меры наказания. Адвокаты, хорошо разбирающиеся в данном вопросе, помогают построить верно процесс, учитываются все имеющиеся обстоятельства, кроме того, проводится верное обозначение ущерба, причинённого в результате посягательства.
Судебная практика
Судебными инстанциями часто рассматриваются подробные дела.
Примеров дел достаточно, в том числе:
- Суд города Дюртюли рассмотрел уголовное дело в отношении гражданки Ш. Подсудимая согласно представленным по делу доказательствам назначена на должность главы муниципального образования. Процедура назначения носит законный характер. Преступное посягательство выразилось в том, что Ш. в произвольном порядке распоряжалась земельными наделами, расположенными на территории муниципалитета. Однако в локальных актах закрепляется определённый порядок их распределения. Во время производства установлено, что мотив, которым руководствовалась Ш. имеет неимущественный личный характер. Он связан с тем, что виновная имела желание повысить свой авторитет в глазах односельчан. Наказание, которое назначил суд, заключается в штрафной санкции размером в 200 тысяч рублей. Кроме того, к Ш. применено дополнительное наказание, связанное с ограничением правомочий занимать определённые должности на три года. Пострадавшая сторона выступила с иском о возмещении морального вреда, на что суд ответил положительно и обязал Ш. выплатить ущерб, оценённый в 240 тысяч рублей.
- Судом города Зеленодольск рассмотрено дело в отношении гражданина Н. Установлено, что последний занимал должность в администрации муниципалитета. Действовал из личных корыстных и неимущественных мотивов. В частности, он желал увеличить свой бюджет, кроме того, повысить свой авторитет в глазах руководства органа. Н. оформил выписку из похозяственной книги, которая в реальности не существовала. Суд после рассмотрения материала признал Н. виновным в совершении посягательства и лишил его свободы на два года, кроме того, ограничил права на занятие аналогичных должностей сроком на 2 года.
Законодатель проводит корректировку актов на основании сложившейся практики. Это позволяет ему в полной мере контролировать обстановку в стране в той или иной сфере.
Методика расследования
Процесс расследования уголовных дел относительно данной категории посягательств имеет свою специфику. Для правильной оценки совершённого посягательства требуется устанавливать подробные обстоятельства совершения, личность виновного. Также учёту, кроме всего прочего, подлежит наличие или отсутствие обстоятельств, которые направлены на смягчение/отягощение ответственности.
Следственными органами устанавливается:
- предмет, который подвергается посягательству;
- особые признаки относительно используемого виновным способа;
- учитывается обстановка, имеющая место быть при совершении преступления;
- есть ли сведения о сокрытии посягательства;
- характеристика виновных.
При расследовании указанной категории дел следователями на начальной стадии реализуется возбуждение. Прежде чем вынести такое постановление требуется достоверно убедиться в том, что факт злоупотребления имеет место в реальности.
Устанавливается, когда совершено противоправное деяние, требуется доказать, что в этот момент человек находился при исполнении возложенных на него обязанностей.
Отягчение или смягчение ответственности также отражается на начальной стадии.
Если отражённые признаки установить не удалось, то принимается решение, согласно которому отказывается в возбуждении дела.
Когда расследуется дело – уполномоченное на то лицо использует в данном процессе методы и способы, которые носят традиционный и нетрадиционный характер.
Данные действия отражаются в следственных, процессуальных мерах, также розыскного характера, превентивного. Учёту подлежат и технические, организационные положения.
Обстоятельства, носящее доказательственное значение, добываются во время проведения следственных действий. К таковым относят: осмотры мест, где совершается посягательство, допросы пострадавшей стороны, свидетелей, а также самого виновного. Помимо прочего, реализуются обыски и выемки, если такое требуется следователю для установления полной картины произошедшего и сбора доказательств.
Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/zloupotreblenie-polnomochiyami
В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф
В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф.
Московской коллегии адвокатов «Легис Групп».
При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.
), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.
К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
- Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
- Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
- При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).
- Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
- При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).
- Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
- Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
- В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
- Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
- Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
- При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.
- Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».
Источник: https://legis-group.ru/publications/v-chem-raznica-mezhdu-zloupotrebleniem-i-previsheniem-dolzhnostnih-polnomochiy-po-statyam-285-i-286-uk-rf/
Проблемы разграничения преступлений предусмотренных, статьями 285 и 286 УК РФ
В данной статье анализируются и оцениваются основные проблемы разграничения статьи 285 от 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно злоупотребления от превышения должностных полномочий.
Злободневность проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий определяется динамикой должностных преступлений , которая на всех уровнях власти возрастает, подтверждением этому служит обзор судебной практики.
По данным статистики за последний 2017 год наблюдается постоянный рост количества административных дел в суды общей юрисдикции по спорам между гражданами и представителями государства — государственными служащими. Однако на этих данных четкой картины по должностным преступлениям выстроить сложно.
Это объясняется следующими критериями. Во-первых, деятельность должностных лиц обладает публичным характером, оказывает прямое влияние на защиту прав и свобод граждан, общества и государства.
Во-вторых, законодательство динамично, существует много процессуальных пробелов, из-за которых в суде сложно объективно оценить вину, доказать ее и наказать виновного.
Большинство ученых склоняются к мнению о том, что процветанию должностных преступлений различного уровня способствуют несовершенная правовая база, а также сложное политическое и экономическое положение в Российской Федерации.
Актуальность выбранной мною темы определяется следующими причинами: морально-этической и социально-политической. Основной задачей современной власти является искоренение противостояния народа и власти. Положительное влияние на восстановление доверия населения к власти может оказать эффективная борьба с должностными преступлениями.
Необходимо отметить, что имеется множество проблем в области криминализации должностных преступлений, а также животрепещущие вопросы в части их квалификации и дифференциации ответственности.
Большую долю из них составляли проблемы разграничения превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Эти аспекты всегда оставались интересными для обсуждения для ученых: И. А. Гааг, Е. Н. Разыграева, Н. В. Мирошниченко, А. В. Иванчин, М.
Н. Каплин, А. О. Долгатова, А. А. Обухов и другие.
В 1892 году Н. И. Коркунов отметил, что неправомерное поведение частных лиц наносит меньший урон авторитету закона и прочности юридического порядка, в отличие от правонарушений должностных лиц. Используя властные полномочия, должностные лица с легкостью могут препятствовать защите интересов государства, лишая частных лиц защиты их законных прав и интересов .
Аналогичного мнения придерживался и Н.П. Печников. Основная часть жалоб, поступающих в рамках административных правонарушений, отводится на неправомерные действия государственных и муниципальных служащих, а также в отношении признания незаконными нормативно-правовых актов.
Нормы уголовного права активно подвергаются многочисленным изменениям и дополнениям именно в сфере рассмотрения должностных преступлений. Это в свою очередь порождает многочисленные вопросы, влияющие на судопроизводство в этой области.
Анализ проблем и нахождение путей их решения необходим для дальнейшего совершенствования российского законодательства в целях борьбы со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями.
Исследование текущего вопроса также актуально для конкретизации проблем освобождения от уголовной ответственности.
Отсутствие единообразия в следственно судебной практике затрудняет квалификацию должностных преступлений, что конечном счете может привести к серьезным проблемам при рассмотрении и вынесении решения в отношении правонарушителя.
Наличие проблемы разграничения злоупотребления должностными полномочиями от превышения подтверждается высказыванием Э.А. Исаянова в части существования в нашем законодательстве двух составов в ст.285 и 286 УК РФ.
«Часто возникают споры о понятии должностного лица, о наличии или отсутствии мотива в преступлениях, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ и другие.
Без решения вышеназванных проблем невозможна эффективная борьба с должностными преступлениями».
Многие авторы под «должностными преступлениями» понимают действия, которые затрагивают интересы государства, и предусмотрены главами 23 и 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время нормы по борьбе с должностными преступлениями являются лишь основой для борьбы с нарушениями служащих. Если данные нормы правильно и эффективно применять на практике, то это послужит залогом успеха в борьбе с должностными преступлениями.
Для правильного расследования преступлений, а также при подготовке обвинительных заключений по статьям 285 и 286 УК РФ необходимо ориентироваться на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г.
№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
В данном Постановлении можно найти разъяснения для судей и обвинителей в части требования обязательно указывать конкретные права и обязанности, которыми должностное лицо превысило либо злоупотребило, а также документ, регламентирующий эти права и обязанности, ссылка на статью правовой нормы.
Анализируя практику в части действий должностного лица вопреки интересам службы, можно сделать вывод о том, что его действия могут сопровождаться нарушением особых обстоятельств службы, что характерно для статьи 286 УК РФ, в связи с этим ее сложно отграничить от статьи 285 УК РФ.
Разграничить составы данных преступлений можно, если оттолкнуться от субъекта, мотивов, а также цели преступлений. При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от превышения необходимо опираться на следующие факторы.
В первую очередь это основания для криминализации и классификации, нуждающиеся в процессуальном упорядочении, а также в четком порядке дифференциации ответственности.
Соблюдая эти требования, можно будет сделать первый шаг в борьбе с превышением и злоупотреблением должностных полномочий.
Необходимым условием для обоснованного привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения им справедливого наказания является их верная квалификация. Что в свою очередь также нужно для предупреждения совершения новых преступлений.
Обвинитель и судья, при рассмотрении дел, должны руководствоваться статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: о порядке возврата дел прокурору. Важнейшим фактором при рассмотрении дел в отношении должностных лиц служит время совершения правонарушения.
То есть незаконные действия должностного лица, совершенные им во время нахождения в отпуске, состава должностного преступления не содержат. Как показывает практика, нередко следователи формально указывают на определенные отрицательные последствия злоупотребления.
Это ведет к прекращению судьей уголовного преследования в части статьи 285 УК РФ, так как фактически последствия нарушения якобы не установлены.
Статья 286 УК РФ предусматривает наличие корыстной или иной личной заинтересованности, придающей употреблению должностных полномочий свойство злоупотребления.
Важнейшей задачей следователя выступает выявление личностного характера мотива правонарушения.
Связь между действиями служащего и его обязанностями, а также наличие связи между виновным и потерпевшим лицом, права которого существенно нарушены, является главным отличием при квалификации статьи 286 УК РФ от статьи 285 УК РФ.
Главным отличием при разграничении правонарушения, предусмотренного статьей 285 УК РФ выступает факт, предусматривающий использование виновным одного из трех видов должностных полномочий, а при превышении должностных полномочий использование соответствующего положения. Лицо, посягающее на общественные отношения, предусмотренные статьей 286 УК РФ, использует служебное положение без использования своих полномочий, что повышает общественную опасность содеянного.
Подводя итог, необходимо отметить, разграничение преступлений, предусмотренных статьей 285 и 286 УК РФ, основывается на нескольких критериях. Во-первых, определить, мог ли субъект преступления, не обладающий должностным положением, выполнить деяние, составившее объективную сторону.
Связь между действиями виновного и его должностным положением, противоправное деяние должно обязательно вытекать из служебной деятельности и быть совершено в связи с ней и в ее процессе.
Для объективного и единообразного толкования и применения закона об уголовной ответственности необходимо четкие критерии оценки общественно опасных последствий преступлений в УК РФ. Исходя из этого требуется вышеназванную проблему разработать доктринально.
Важно отметить, что причинами отмены судебных решений, следовательно оправданиями подсудимых является неверное толкование судьей побуждений субъектов преступления. При рассмотрении дела, требуется тщательное исследование мотивировки, выдвинутой стороной защиты, которая в свою очередь стремится скрывать действительные мотивы.
Независимо от статьи УК РФ, согласно которой классифицировано правонарушение, необходима доктринальная разработка новых подходов и методов либо усовершенствование действующих, а также единообразие их применения для борьбы с представления о фактической допустимости запрещенных форм поведения.
Источник: https://novainfo.ru/article/15090