Одним из основных направлений реформы судебной системы в России, стартовавшей в 1991 году, является возвращение практики суда присяжных. Возрождение этого института правосудия в правовую систему страны сопровождалось проблемами, связанными с организацией судопроизводства и вопросами законности вердиктов, вынесенных первыми поистине народными судьями.
Присяжные в России
Суд присяжных заседателей возник в Древнем Риме во ІІ-І веке до нашей эры, где был известен как квестий (суд постоянных комиссий). Последователями римлян стали англичане, применявшие подобный вид правосудия в XII-XV вв., а после Французской революции он стал широко использоваться во всей Европе.
В России суд с участием присяжных заседателей появился в 1860-х годах, с приходом буржуазных идей на смену феодальным, и сразу же стал фундаментом для судебной реформы того времени. Но просуществовать долго такому суду не удалось. Свое функционирование институт присяжных прекратил в начале 1918 года в связи с тем, что революционные суды являлись больше карательными, нежели правосудными.
С 2004 года в РФ действует закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции», предусматривающий участие граждан России в качестве присяжных при осуществлении правосудия. На сегодняшний день примерно 15-20 % обвиняемых в совершении тяжких преступлений доверяют свою судьбу именно такому виду правосудия.
Что такое суд присяжных?
Какие дела рассматриваются судами присяжных в России?
Не каждое дело может быть вынесено на рассмотрение такого правосудия. В Российской Федерации участие присяжных заседателей возможно лишь в уголовном производстве. Список статей УК РФ здесь слишком велик. Вот лишь некоторые из них:
- убийство (ч. 2 ст. 105);
- похищение человека (ч. 3 ст. 126);
- изнасилование (ч. 3 ст. 131);
- бандитизм (ст. 209);
- угон воздушного, водного судна, железнодорожного состава (ст. 211);
- посягательство на жизнь государственного деятеля (ст. 277);
- получение взятки (ч. 3, 4 ст. 290);
- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295);
- посягательство на жизнь работника правоохранительного органа (ст. 317);
- наемничество (ч. 1, 2 ст. 359) и др.
Кто же такие присяжные и по каким критериям их подбирают?
Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются раз в четыре года высшими исполнительными органами власти каждого из субъектов Российской Федерации.
Кандидатом может стать любой дееспособный гражданин России, достигший 25 лет, не имеющий судимости (неснятой или непогашенной), не привлекающийся к ответственности за преступление на момент отбора, не состоящий на диспансерном учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. Кроме этого он должен владеть языком судопроизводства. Все списки должны быть лично изучены и утверждены губернатором.
С чего начинается рассмотрение дела?
Передача производства происходит в порядке предварительного слушания, в ходе которого подсудимый обязан подтвердить свое ходатайство, а судья должен отобрать нужное количество кандидатов (не менее 20 человек). Все это отражается в постановлении, выносимом по окончании слушания.
Формирование предварительного списка
Судья назначает заседание для формирования начального списка присяжных. В ходе него из основного и запасного списков методом случайного выбора отбираются кандидаты. Если кто-то из них утратил право быть таковым, он исключается из соответствующего списка.
В некоторых случаях председатель суда или председательствующий в деле судья по устному или письменному заявлению кандидата может освободить его от участия в процессе по следующим причинам:
- если возраст кандидата больше 60 лет;
- если кандидат – женщина, имеющая детей в возрасте до трех лет;
- если кандидат в силу своих религиозных соображений не может принимать участие в осуществлении правосудия;
- если отвлечение кандидата от основного вида деятельности может повлечь вред государственным (общественным) интересам;
- если кандидат имеет другие уважительные причины.
Также судья имеет право освободить любого присяжного, чье объективное мнение вызывает сомнения вследствие наличия у него предвзятого отношения к делу, обвиняемому, незаконного давления на него или членов его семьи, а также его осведомленности в деле из различных других источников информации.
Другие участники процесса
Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей происходит при обязательном участии:
- государственного обвинителя (прокурора), поддерживающего обвинение в суде от имени государства;
- адвоката (защитника), осуществляющего защиту прав и свобод подсудимого;
- потерпевшего (пострадавшего от преступления);
- подсудимого (обвиняемого в совершении преступления).
Формирование коллегии
Перед началом отбора присяжных в коллегию председательствующий судья знакомит кандидатов со сторонами процесса, рассказывает суть рассматриваемого дела, разъясняет им задачи и условия участия в осуществлении правосудия.
Любой участник процесса имеет право задавать вопросы, в том числе и личного характера, кандидатам, которые могут помочь выявить обстоятельства, препятствующие честному процессу.
На основании полученных ответов любое количество кандидатов может быть исключено из списков путем подачи мотивированных отводов.
Более того, каждая из сторон процесса имеет право на немотивированный отвод кандидатов, т. е. исключение их без указания каких-либо оснований.
Состав коллегии
Двенадцать кандидатов, которые первыми прошли по списку после отводов, – это основные присяжные заседатели. Следующие два или более (в зависимости от сложности и характера рассматриваемого дела) являются запасными, каждый из которых может заменить любого из основных, если тот по каким-либо причинам не сможет участвовать в заседаниях.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-kto-takoe-prisyazhnye-zasedateli-sud-prisyazhnyx-zasedatelej.html
Кто такие присяжные
Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.
В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.
Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.
В списке кандидат находится 4 года. Через 4 года он может оказаться в еще одном списке.
Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.
В разных субъектах РФ уведомления могут отличаться — единого образца нет, но содержание идентично
Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения.
Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.
Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.
В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.
Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.
Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.
Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.
Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться
Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.
Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.
Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы.
В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.
После того как кандидат в присяжные заседатели получит уведомление, он может написать заявление об исключении его из списка кандидатов в администрацию города. Его можно отнести в администрацию лично или отправить почтой по адресу из уведомления.
У кандидата должны быть уважительные причины, которые препятствуют участию в процессе.
Из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.
Кроме того, можно заявить самоотвод, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:
- Лиц старше 60 лет.
- Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
- Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
- Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.
Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.
Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.
Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.
Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции.
От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.
Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.
Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.
В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.
Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.
При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.
Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.
Источник: https://journal.tinkoff.ru/juror/
Присяжные заседатели: зарплата, требования, порядок отбора, статус. Присяжные: быть заседателем или не быть
(9
оценок, среднее: 4,56
из 5)
С тех пор законодательная база суда присяжных неоднократно подвергалась всякого рода поправкам и изменениям с целью усовершенствования. Мало коснулось это только вопроса об оплате присяжным за участие в судебных разбирательствах.
Члены коллегии присяжных заседателей в большинстве своём имеют статус работающих граждан, которым во время судебных слушаний приходится отсутствовать на своих рабочих местах. Вопрос решён недвусмысленно и чётко регламентируется № 113-ФЗ ст. 11 от 20.08.
2004, который не утратил своей силы по сегодняшний день.
Обязательные требования к кандидату в присяжные
По заявлению обвиняемого в тяжких и особо тяжких преступлениях против Уголовного кодекса судебное разбирательство может проводиться с участием коллегии присяжных заседателей.
№ 113-ФЗ ст. 3 строго определяет категории лиц, имеющих право стать присяжными заседателями или кандидатами в присяжные заседатели и запрещает другим:
1.
Участниками коллегии присяжных заседателей имеют право быть граждане РФ в возрасте от 25 до 65 лет.
2.
Присяжными заседателями, согласно закону, не могут стать лица:
- стоящие на учёте у нарколога или психиатра;
- имеющие непогашенную судимость или проходившие ранее по уголовным делам в качестве подозреваемых;
- проходящие по уголовным делам в качестве подозреваемых или обвиняемых во время осуществления судопроизводства;
- недееспособные лица или ограниченно дееспособные, признанные таковыми в судебном порядке;
- не владеющие языком, или недостаточно им владеющие, на котором ведётся судебный процесс;
- явка на судебное разбирательство в нетрезвом виде также освобождает присяжного от участия в нём, однако, в этом случае он подвергается административному наказанию.
Порядок отбора и статус
Списки в кандидаты присяжных заседателей формируются в Высшем исполнительном органе государственной власти Российской Федерации при помощи персональных данных граждан, проживающих в регионе проживания субъекта.
После определения даты судебного разбирательства, должностным лицом (секретарём суда или помощником судьи) путём случайной, бессистемной выборки принимается решение о включении в списки определённого лица, после чего выбранные оповещаются повесткой с уведомлением по почте.
С развитием технологий, эту рутинную работу иногда выполняет компьютер методом рандом.
Повестки, приглашающие гражданина на судебное разбирательство, присылаются по почте, часто являются неожиданностью для адресата. По тем или иным причинам не все изъявляют желание участвовать в этом процессе, но и отказаться без уважительной причины не имеют права.
Уважительными причинами для отказа от участия в судебном процессе являются:
- кандидат в течение года уже участвовал на процессе в роли присяжного заседателя;
- уход за ребёнком, не достигшим возраста трёх лет или осуществление опекунства над недееспособным лицом;
- возраст 60 — 65 лет;
- пребывание на больничном листе;
- нахождение в длительной и дальней командировке, когда пришла повестка;
- религиозные убеждения или иные, по которым гражданин считает себя не вправе решать чужую судьбу.
В этом случае заблаговременно, пока списки кандидатов находятся в префектуре, нужно написать заявление о самоотводе. В остальных случаях перечисленные причины должны сопровождаться подтверждающими документами.
Не рекомендуется использование «донорского отгула» в день судебного процесса, так как это не является причиной освобождения от участия в нём по той причине, что лицо было оповещено за долго и могло бы взять этот день как отгул ранее или позднее. Административный штраф неизбежен.
Особенностью статуса присяжного заседателя в судебном разбирательстве заключается в том, что он не является профессиональным юристом и исполняет свои обязанности на временной основе, пока ведётся судебное делопроизводство по конкретному уголовному делу.
Моральный аспект статуса присяжных заседателей проявляется в том, что они, наравне с судьёй, пользуются теми же полномочиями и правами при вынесении вердикта. В случае, если вина преступника доказана, они наравне с судьёй принимают решение о том, заслуживает ли он снисхождения или не заслуживает?
Их решение о виновности или невиновности влияет на исход дела.
Важны их моральные качества, каждого взятого по отдельности, их беспристрастность и нелицеприятие по отношению к осуждённому.
Конечно же, всех, кому выпала случайность поучавствовать в судебном процессе, волнует вопрос: платят ли деньги присяжным заседателям?
ТК РФ чётко определяет положение работника, вызванного в суд в качестве члена коллегии присяжных и всячески предупреждает «репрессии» по отношению к нему со стороны работодателя:
- работнику в день заседания суда или на срок всего судопроизводства предоставляется освобождение от работы с сохранением среднего заработка. То есть ему будет начислена зарплата, как если бы он не отсутствовал на работе;
- работодатель в это время не имеет право манипулировать статусом работника на предприятии как то: увольнение, перевод на любую другую должность более высокооплачиваемую или менее — не имеет значения;
- день процесса или период процесса засчитывается рабочим днём и включается в стаж работы, а также в срок, по которому засчитывается время для предоставления очередного трудового отпуска;
- за работником сохраняются все льготы и компенсации на предприятии.
Дополнительно присяжный заседатель получает вознаграждение за участие в процессе ещё и от государства из федерального бюджета. Обычно, это суд или судебный участок, в котором проходит процесс. Оплата присяжных заседателей в России составляет одну вторую часть от оклада судьи. Эта сумма пропорционально делится на количество дней, которые занимало судопроизводство.
В Москве и Санкт-Петербурге, например, оклад судьи составляет 25 — 30 тысяч рублей. Значит, за одно слушание присяжный получит 850 — 1000 рублей. Эта сумма умножается на количество дней судопроизводства.
Если присяжный находится в другом населённом пункте, то ему из бюджета также компенсируется проезд к месту здания суда и обратно. Это актуально для находящихся в командировке или проживающих на периферии в регионе прохождения судебного процесса.
Таким образом, присяжный не теряет доход во время судопроизводства, к ведению которого он привлекается, а получает дополнительный: к среднему заработку на основном месте работы добавляется вознаграждение из госбюджета.
Оплата присяжным в США и других странах
В США также практикуется система участия коллегии присяжных заседателей на судебных разбирательствах по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Организована она несколько иначе: коллегия присяжных там называется Большим жюри.
Члены жюри, кроме норм законодательства о соответствии требованиям к кандидатам, обязательно делятся ещё и по расовому признаку: количество представителей белой расы и афроамериканцев должно быть примерно одинаковым.
В отличии от России система оплаты членам жюри в США намного проще.
Законом установлены конкретные суммы вознаграждения: от 5 $ до 10 $ (в зависимости от штата) в судах первой инстанции и 50 $ в день в Верховном суде.
При этом установлены дополнительные льготы на время участия в процессе: бесплатная парковка около суда и компенсация стоимости горючего на дорогу к суду, питание во время процесса, бесплатные звонки из суда.
В других странах также участие присяжных в судебных разбирательствах оплачивается, разнятся только суммы вознаграждений. Исторически сложилось так, что наша планета поделена на страны, бывшие колонии четырёх стран, некогда являвшихся колонизаторами: Англия, Франция, Португалия, Испания.
В странах, бывших колониях, действуют примерно такие же системы судопроизводства, как и у их колонизаторов. Например, Индия, как бывшая колония Англии, также практикует систему суда присяжных, но называется такой процесс там Народным судом во всех смыслах этого выражения. Вознаграждение присяжным в Индии составляет меньшую, чем в Англии сумму по причине разницы в экономическом развитии.
Смотрите видео, насколько опасен суд присяжных:
Суд присяжных заседателей, или как его еще зачастую называют жюри, временами является последней надеждой для людей, которых обвиняют в тяжких преступлениях. В данной ситуации судья, который выносит вердикт с юридической стороны, принимает во внимание решение присяжных.
Какова же деятельность присяжных? Все очень просто. В заседании участвуют 12 присяжных.
Данное число выбрано не просто так, с точки зрения психологии, такое количество мнений считается самым оптимальным для принятия совместного решения при работе в малой группе.
Все присяжные являются участниками одного процесса, поэтому они должны на время отвлечься от личных забот и волнений и целиком посвятить себя принятию общего решения.
12 присяжных заседателей — это главный состав суда, включая их, необходимы еще два запасных кандидата, которые смогут заменить отсутствующего присяжного из главного состава по причине болезни или иных обстоятельств.
Суд может длиться достаточно долго, независимо от этого присяжным платят зарплату ежедневно в том же объеме, который они должны получать на своей основной работе, а безработным выплачивают 150 рублей за отработанные дни.
Какова же деятельность присяжных? Что они должны делать?
- Присяжные заседатели не должны поддаваться своим эмоциям, а руководствоваться фактами, вынося свое решение.
- До заседания ни один из присяжных не знает ничего о подсудимом, его семейном положении, социальном статусе, личностных качествах. Это делается для того, чтобы решение, вынесенное судом присяжных, было абсолютно объективное, и личные качества подсудимого или факты его жизни не смогли на него повлиять. Присяжные обращают внимание на доказательства, которые предоставили им на заседании.
- После того, как все доказательства предъявлены, перед принятием вердикта, судья обращается с речью к присяжным, которая построена таким образом, чтобы она легко могла восприниматься среднестатистическим гражданином, который обладает средней степенью интеллекта. Вот почему для некоторых из присяжных определенные слова кажутся достаточно обидными, тем не менее, его нужно выслушать. К сожалению, писать отдельно речь для каждого присяжного, а тем более, говорить ее просто невозможно.
- Вердикт присяжных заседателей принимается в специальной совещательной комнате. После этого оглашается окончательное решение. Личное мнение отдельного присяжного не выносится за пределы этой комнаты.
Какова же деятельность присяжных? Присяжным заседателям выдают специальный опросный лист, который состоит из 4-х вопросов:
- 1. Касается факта преступления;
- 2. Участие обвиняемого в нем;
- 3. Причастность обвиняемого в совершении преступления;
- 4. Вопрос о снисхождении обвиняемого.
Источник: https://realtism.ru/prisyazhnye-zasedateli-zarplata-trebovaniya-poryadok-otbora-status/
Фз – о присяжных заседателях
Присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве, рассматривают обстоятельства дела вместе с судьей и выносят свое независимое мнение по его итогам. Данная категория людей не является специалистами или юристами.
Это простые граждане, которые не являются заинтересованной стороной в судебном разбирательстве. Их отбирает специальная программа для каждого судебного процесса отдельно.
Рассмотрим подробнее, что на этот счет сказано в Федеральном законе 113 и какие изменения его коснулись при последней редактуре.
Описание Федерального закона 113
Госдума приняла Федеральный закон 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» 31 июля 2004 года. Законопроект был утвержден Советом Федерации 8 августа того же года, а через 12 дней, 20-го августа 2004, он вступил в правовую силу.
Настоящий закон регламентирует участие присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела, определяет их правовой статус и гарантии независимости. А также регулируются основные принципы правового, экономического и организационного обеспечения их деятельности.
Закон включает в себя 13 статей, из которых 9 статья уже утратила законную силу:
- ст. 1 — принятие участия в слушании уголовных дел в суде;
- ст. 2 — содействие граждан РФ в исполнении правосудия;
- ст. 3 — требования, которые применяются по отношению к присяжным заседателям;
- ст. 4 — составление списка потенциальных претендентов на участие в судебном разбирательстве;
- ст. 5 — процедура и сроки формирования списков претендентов;
- ст. 5.1 — особенности процедуры формирования списков претендентов в присяжные заседатели в федеративные города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
- ст. 6 — полномочия государственных служащих и управляющих учреждений по предоставлению необходимых сведений для формирования списков участников коллегии;
- ст. 7 — вычеркивание из списков граждан, которые были вписаны в него в качестве присяжных заседателей;
- ст. 8 — отправка списков участников в суд;
- ст. 9 — утратила правовую силу;
- ст. 9.1 — претенденты в суд присяжных флотского, окружного или гарнизонного военного суда;
- ст. 10 — процедура и сроки выполнения гражданином своих полномочий в суде;
- ст. 11 — финансовое обеспечение;
- ст. 12 — гарантии независимости и неприкосновенности;
- ст. 13 — заключительные и переходные положения.
Последняя действующая редакция о присяжных заседателях Федерального закона 113 была опубликована 1-ого июля 2017 года. Ее положения вступили в правовую силу в тот же день.
Изменения и поправки, внесенные в ФЗ о присяжных заседателях
Последние корректировки в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», коротко ФЗ-113, были осуществлены 1-го июля 2017 года.
При последней редакции были внесены изменения в статью 7 в подпункт «д. 1» пункта 2. Статья описывает причины вычеркивания граждан из списков претендентов на роль присяжных заседателей. Рассмотрим подробнее о чем говорится в статье.
Будучи вписанными в вышеупомянутый список претендентов, присяжные заседатели также могут быть оттуда вычеркнуты исполнительно-распорядительным органом государственного образования.
Лица, зачисленные в список или запасной список участников присяжных округа, субъекта РФ, вычеркиваются из него посредством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по следующим причинам:
- если им не исполнилось 25 лет, обладают непогашенной или неснятой судимостью, считаются недееспособными, проходят лечение от алкогольной, наркологической зависимости и проходят лечение от психических расстройств;
- если гражданин Российской Федерации написал заявление о существенных обстоятельствах, по которым он не может присутствовать на разбирательстве дела.
Данными существенными обстоятельствами, препятствующими выполнению обязанностей, выступают:
- гражданин не знает языка, на котором будет вестись слушание дела;
- имеются документы, подтверждающие плохое состояние здоровья гражданина;
- возраст предполагаемого присяжного заседателя больше 65 лет;
- гражданин является заместителем на государственной должности или выборной должности в службе местного самоуправления;
- лицо является военнослужащим;
- лицо состояло раньше на военной службе по контракту в ФСБ, ФСО, СВР и прошло процедуру увольнения. В течение 5-и лет с момента увольнения гражданин не может участвовать в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя;
- состояние гражданина на должности судьи, прокурора, адвоката, нотариального лица, судебного исполнителя или детективного сыщика или в течение 5-и лет, после его увольнения;
- является работником ОВД, таможенных и уголовно-исполнительных органов или после увольнения со службы не прошло 5 лет;
- гражданин является священнослужителем.
ФЗ о суде присяжных определяет, что судебная инстанция также может выступать органом, который имеет право исключить гражданина из списка ввиду наличия у судебного заседателя предвзятого мнения и чья объективность в суждениях стоит под вопросом.
Скачать ФЗ о суде присяжных заседателей
Источник: https://2020-g.ru/novye-zakony-rf/fz-o-prisjazhnyh-zasedateljah/
Требования к присяжным заседателям
К компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне преступления, в котором обвиняется подсудимый (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.).
При этом одним из главных вопросов, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.
Под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.
Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». К таким требованиям, в частности, относятся следующие:
- — наличие гражданства РФ;
- — возраст от 25 до 64 лет включительно;
- — наличие полной дееспособности;
— отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).
- Кроме того, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
- — состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- — подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений по уголовным делам;
- — не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу;
— имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху или по зрению и т.д.);
- — исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей, например: военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, судебный пристав, частный детектив, священнослужитель, сотрудники органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления;
- — уволенные с военной службы по контракту из органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, судебного пристава, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет.
- Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами.
- Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора.
- Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура
Источник: https://gazeta-hmrn.ru/index.php/polezno-znat/63-pravovoe-prosveshchenie/1406-trebovaniya-k-prisyazhnym-zasedatelyam
Суд присяжных в Российской Федерации: основные направления развития
Шамаев А. В. Суд присяжных в Российской Федерации: основные направления развития // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 288-290. — URL https://moluch.ru/archive/236/54875/ (дата обращения: 11.11.2019).
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами. Правда, так было не всегда.
Наиболее весомый вклад в становление существующей системы суда внесли Сергей Зарудный, Николай Буцковский и Дмитрий Раввинский. Именно эти юристы подготовили краеугольные камни правовых норм, соединив наработки зарубежных коллег с уже существующим опытом.
При этом наибольшая сложность состояла в специфичности менталитета и недостаточно высокой отметке правосознания физических субъектов тех времен.
Осуществление правосудия с участием присяжных заседателей стало возможным во всех субъектах Российской Федерации с 1 января 2010 г., когда суд присяжных был введен на территории Чеченской Республики.
26 апреля 2010 года в Грозном впервые состоялся процесс с участием суда присяжных, рассматривалось дело о «покушении на убийство». Демократизация осуществления правосудия крайне важна для страны, воплощая правовой и морально-этический аспекты.
Именно поэтому институту суда с участием присяжных заседателей придается конституционное значение как одному из важнейших проявлений демократизации осуществления правосудия.
По сей день, активно обсуждается и даже оспаривается эффективность и правомерность функционирования присяжных заседателей. За данным институтом, как и за многими другими, традиционно «закреплена» масса сторонников, яро отстаивающих необходимость именно такого решения вопроса, есть и оппоненты, которые проводят многочисленные доводы со знаком «-».
Пожалуй, одним из самых весомых доводов является отсутствие правового воспитания у граждан, приглашаемых на должность присяжного. По сути, суд присяжных имеет как достоинства, так и недостатки.
Уже не одно десятилетие многочисленные деятели правовой сферы пытаются минимизировать ложь, предвзятость или простую невнимательность подхода к рассматриваемым вопросам.
Хочется отметить, что даже во времена мещанства: когда в один состав могли быть включены представители купечества, чиновничества и простого крестьянского сословия — в непосредственном судопроизводстве явно преобладали положительные факторы, укрепляющие верховенство права и поднимающие на абсолютно новый, высший уровень свершение справедливости.
Вводя суд присяжных, законодатель в 1993 г. ориентировался на зарубежные государства и на исторический опыт, поэтому можно считать, что формирование коллегии в числе 12 лиц — вполне оправданно и логично.
Так сложилось исторически, но на самом деле до сих пор ведутся споры: почему именно 12. Существует версия о 12 апостолах, 12 помощниках Соломона и прочие.
Однако время показало, что такое количество заседателей в суде присяжных не соответствует современным реалиям — это четко обозначил В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. [1].
- Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две предпосылки:
- – сложность формирования 12 заседателей;
- – финансовые затраты.
- Как итог — предлагается сократить количество присяжных
Оба пункта тесно взаимосвязаны. Если сократить количество присяжных, то соответственно происходит снижение затрат на судопроизводство, и — коллегию присяжных будет сформировать проще. Многие исследователи уверенны: совсем не нужно останавливаться на числе «12», ведь меньший состав вполне способен прийти к едино корректному и абсолютно справедливому вердикту.
В соответствии с этим Владимир Путин внес законопроект в Государственную Думу «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (14.03.2016 г.).
Стержнем документа есть понимание того, что сокращение количества присяжных упростит их отбор, а также процесс формирования общего и запасного списков, сократит сроки судопроизводства. Законопроект уточняет процедуры формирования коллегии присяжных (ст. 328 УПК РФ).
Четкое построение структуры и пояснение спорных моментов судопроизводства — путь к гарантировано разумным срокам, а также к исключению при этом «возможности воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». [1].
Выбор кандидата на роль присяжного во все периоды утверждения обсуждаемого института вызывал немалую волну дискуссий.
Ведь профессиональные цензы, возрастные ограничения, некоторые личные характеристики и прочие нюансы напрямую влияют на сознательное рассмотрение дела и способность анализировать доводы сторон, сопоставляя их.
В наши дни не входят в списки приглашаемых присяжных те, кто страдает от наркотической или другой зависимости (находящиеся на учетах в соответствующих диспансерах), ранее судимые, состоящие на военной службе, подозреваемые в правонарушении, полностью/частично недееспособные.
Присяжным нередко сложно получить адекватное представление об обстоятельствах дела.
Большая их часть в силу малого опыта или других факторов неоднократно обращается за разъяснениями к председательствующему судье, задерживая, таким образом, судопроизводство.
Совместное рассмотрение дела с профессиональным судьей позволит сэкономить время рассмотрения дел и повысить качество делопроизводства. [2, с. 114]
Ещё предлагается внедрить институт народных заседателей, суть которого сводится к следующему: при рассмотрении дела, помимо судьи, участвуют 2 народных заседателя на непрофессиональной основе. Для вынесения приговора «народные заседатели» и судья будут вместе удаляться в «совещательную комнату». (Суд шеффенов — присяжные и судья образуют единую коллегию). [3, с. 101].
Подводя итоги, стоит отметить, что в ближайшем будущем, суд присяжных ждут кардинальные реформы, касающиеся его подсудности и уменьшения численности присяжных заседателей. Как любая другая, система присяжных заседателей нуждается в коррекции и совершенствовании (чем и занимаются законотворцы всех времен), и это приближает страну и ее народ к новому уровню правовой грамотности и законности.
Литература:
- Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864/work
- Демичев А. А. Перспективы российского суда присяжных в свете Послания президента В. В. Путина Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года // Юридическая наука. 2016. № 2 С. 114.
- Алейников Б.Н, Алейникова А.Б К вопросу о состоянии и перспективах развития суда присяжных в России // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37) С. 101.
- Агафонов, С. Ю. Суды с народным представительством в России в Х — начале ХХ века (историко-правовое исследование): дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2012.
- Корнеева, И. В. Суд присяжных как социальное и правовое явление современной России / И. В. Корнеева, Н. Н. Ковтун. — Н. Новгород, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): суд присяжных, присяжный, заседатель, участие присяжных заседателей, Российская Федерация.
Источник: https://moluch.ru/archive/236/54875/
В россии расширяется компетенция суда присяжных
МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.
Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.
Суд присяжных в районных судах
В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).
Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.
1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.
295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.
357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.
Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных).
К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей).
Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.
Реформа суда присяжных
Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась.
В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.
Позднее, после передачи 20 составов преступлений, включая дела о взятках, преступлениях против правосудия (неуважение к суду, незаконное привлечение или освобождение от уголовной ответственности), преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности, от областных судов в районные, они также вышли из компетенции присяжных. В итоге если до 2010 года суды присяжных рассматривали в год более 500 уголовных дел, то последние три года — чуть более 200 дел ежегодно.
В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.
Масштаб реформы
По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст.
111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс.
Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.
Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс.
залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс.
работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.
Право на суд присяжных
Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.
Источник: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/26852/
Информирование о формировании общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели на 2017-2020 гг
Управа района Соколиная гора города Москвы извещает о составлении в городе Москве общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели на 2017-2020 годы для Московского городского суда, Московского окружного военного суда и Третьего окружного военного суда.
В соответствии с Федеральным законом от 20.08.
2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №113-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.
- Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
- Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.
- Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 113-ФЗ):
- 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
- 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
- 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
- 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
- Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков в случаях (статья 7 Федерального закона № 113-ФЗ):
- 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона № 113-ФЗ;
- 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
- а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
- б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
- в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
- г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
- д) военнослужащим;
- д. гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения;
- е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
- е. 1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
е. 2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е.1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения;
ж) священнослужителем.
Списки кандидатов в присяжные заседатели будут опубликованы с указанием фамилии, имени, отчества кандидатов.
При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжных заседателей, кандидату необходимо подать письменное заявление об исключении из списка присяжных заседателей с указанием причин исключения по адресу: г.
Москва, Щербаковская, д, 5А, кабинет 4 или 10, ПН –ЧТ с 8:00 до 18:00, ПТ с 8:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 13:45
Справки по вопросам составления списков кандидатов в присяжные заседатели Вы можете получить по телефону: (495) 366-93-85.
Источник: https://sokolinka.mos.ru/the-jury/informing-about-the-formation-of-the-general-and-spare-lists-of-candidates-in-jurors-for-2017-2020.php