Коррупция: статья ук рф в 2020 году, что такое, 273-фз, наказание

Коррупция: статья УК РФ в 2020 году, что такое, 273-ФЗ, наказание

Карикатура Сергея Ёлкина

Закон Минюста РФ, который благодаря средствам массовой информации стал известен как «Проект о вынужденной коррупции», наделал много шума из ничего, поскольку за кричащими заголовками умалчивается о причинах необходимости его принятия. В чем его суть? Минюст предложил не наказывать за «вынужденную коррупцию».

Предпосылки разработки законопроекта Министерства юстиции

В соответствии с Положениями раздела I Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», Правительству было предписано в срок до 01 февраля 2019 г.

представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением.

Чем собственно Министерство юстиции и занялось, причём попыталось сделать это аккуратно, чтобы не вызвать в свой адрес обвинений о попытках легализовать коррупцию, пусть и на бытовом уровне, как это подано многими критиками.

Сам проект представлен для общественного обсуждения сроком до 08 февраля 2019 г., а его содержание, безусловно, может вызывать много споров.

Беда в том, что для общественности эта тема доведена в виде предложения освобождать от ответственности за взятки и иные коррупционные преступления.

Хотя инициаторы проекта сразу же заявили, что «вынужденная коррупция» будет рассматриваться только в плоскости дисциплинарной ответственности, а доказывать «вынужденность» в уголовном суде никто не позволит.

Коррупция: статья УК РФ в 2020 году, что такое, 273-ФЗ, наказание

Несправедливо и утверждение, что Россия тем самым делает шаг назад в борьбе с коррупцией.

Действующее российское законодательство о противодействии коррупции является далеко не худшим среди зарубежных аналогов, однако стремление внести в него поправки в части защиты чиновников от обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует об очевидных проблемах в правоприменительной практике. Например, когда незначительные нарушения в работе или предоставлении отчетности являются способом воздействия, а нередко и отстранения от должности неугодных управленцев.

С учётом обнародования последнего Индекса восприятия коррупции CPI (Corruption Perception Index) конкретизацию положений антикоррупционного законодательства можно только приветствовать.

Индекс ежегодно формируется международным общественным движением Transparency International. По итогам 2018 г.

Россия в очередной раз оказалась не в «лучшем свете», будучи определенной на 138 место с 28 баллами из 100.

Что значит «вынужденная коррупция»?

Вообще идея определения понятия «вынужденная коррупция», которым пытается оперировать Минюст, не совсем удачна. Те разъяснения законопроекта о примерах освобождения от ответственности чиновников, нарушивших установленные правила, требования и запреты, очевидно свидетельствуют о том, что в них не идет речи о коррупции как таковой.

В России понятие этого крайне негативного явления впервые закрепил Закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Согласно которому коррупцией признаётся «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупцией также признаются указанные выше действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция: статья УК РФ в 2020 году, что такое, 273-ФЗ, наказание

Карикатура Сергея Ёлкина

По моему мнению, законодательное закрепление понятия «вынужденная коррупция» приведёт к уменьшению доверия населения к чиновникам. Ведь даже «условно позитивное» поведение государственных служащих будет всё равно оцениваться как коррупционное (пусть и вынужденно), подрывая тем самым их репутацию.

В зарубежных странах сложно найти примеры закреплённого понятия «вынужденная коррупция» и понять, что оно означает. В большинстве государств, которые добились наибольшего успеха в противодействии коррупции и реализации антикоррупционных стандартов, существуют схожие с Россией механизмы. Однако успех в борьбе с коррупцией не всегда, а чаще всего вообще не связан напрямую с уровнем запретов.

Объективными критериями успешности противодействия коррупции принято называть:

  • высокий авторитет власти;
  • нетерпимость в обществе к проявлениям коррупции;
  • высокий уровень правовой культуры среди населения;
  • широкий общественный контроль;
  • подлинную независимость органов по расследованию фактов коррупции; стабильно работающую систему мониторинга работы чиновников;
  • доверие общества и государства к работе этических комиссий и принципам, на которых строятся соответствующие этические кодексы.

Там, где антикоррупционные модели признаны наиболее эффективными, важнейшее значение приобретает прозрачность и публичность работы этических комитетов и комиссий, а также тщательное закрепление рекомендаций по принятию решений в этически спорных ситуациях. Именно в этом направлении российская антикоррупционная политика явно отстает.

Понятие непреодолимой силы (форс-мажор), которое предлагается использовать для оправдания чиновников, никоим образом не может быть связано с заведомой противоправностью их поведения.

При этом речь, скорее всего не будет идти о непреодолимой силе в том понимании, которое форс-мажору придается в гражданском законодательстве (военные действия, стихийные бедствия, эпидемии и прочие чрезвычайные обстоятельства).

Ведь действие непреодолимой силы – это прежде всего, событие как юридический факт, тогда как коррупционное проявление – это всегда деяние (действие или бездействие).

Проект Минюста предполагает закрепление на законодательном уровне условий, при которых несоблюдение отдельных требований антикоррупционного законодательства по независящим от государственного служащего обстоятельствам не должно влечь для него мер ответственности. Именно при таких условиях Минюст хочет отменить наказание за «вынужденную коррупцию».

Хочу обратить внимание, что примеры событий, при которых чиновник будет освобожден за нарушение антикоррупционных правил, в проекте не приводятся, а представить себе такой исчерпывающий перечень очень сложно. Несмотря на это предполагается, что в законодательстве будут перечислены конкретные примеры «вынужденной коррупции», освобождающие от применения мер юридической ответственности.

О чем же может идти речь при конкретизации положений проекта? С учётом разъяснений, данных представителями Министерства юстиции, противоправность поведения чиновника будет исключаться при обнаружении форс-мажора в таких вопросах, как:

  • декларирование доходов служащего и членов его семьи (например, злоупотребление правами одного из членов семьи или явные технические ошибки);
  • конфликт интересов на государственной службе (или в правоохранительной деятельности) между близкими родственниками в отдаленных местностях;
  • нецелевое расходование денежных средств в целях предотвращения или ликвидации последствий ЧС и ЧП;
  • организация государственных или муниципальных закупок у единственного поставщика либо иные нарушения контрактной системы.

Ключевым мотивом, оправдывающим действия чиновника, в данном случае должны стать общественные, а не частные интересы.

Если государственный или муниципальный чиновник, допуская нарушение антикоррупционного законодательства, не действует в интересах себя, своих родственников или определенного круга физических или юридических лиц, а наоборот, его действия оправданы общественным или государственным интересом, то о какой «вынужденной» коррупции может идти речь?!

Будет ли данный закон работать?

Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно еще в июне 2018 г., когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.

  • Коррупция: статья УК РФ в 2020 году, что такое, 273-ФЗ, наказание
  • Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.
  • В таком случае, этические комиссии по рассмотрению нарушений в сфере антикоррупционного законодательства смогут в условиях открытости принимать объективные и справедливые решения, освобождающие действительно добросовестных чиновников от какой-либо ответственности, но в то же время выявляющие лиц, которые могли бы использовать форс-мажор в корыстных интересах.

Коррупция: статья УК РФ в 2020 году, что такое, 273-ФЗ, наказание

На фото: Нянькин Алексей Александрович. Адвокат, член Ассоциации юристов России, общественный деятель, преподаватель

Алексей Нянькин, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Нянькин и партнеры».

Источник: https://promdevelop.ru/zakonoproekt-o-vynuzhdennoj-korruptsii-chto-zhdat-ot-initsiativy-minyusta/

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы  коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

Читайте также:  Домогательство: ст. 133 ук рф в 2020 году - что такое, сколько лет дают?

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • —  получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • —  вымогательство взятки;
  • —  получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • —  получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Читайте также:  Длящееся преступление по ук рф: что такое в 2020 году

Источник: https://29.xn--b1aew.xn--p1ai/document/10960382

Ответственность за преступления коррупционной направленности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

  • Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
  • К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации:
  • • присвоение или растрата (статья 160);
  • • коммерческий подкуп (статья 204);
  • • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • • получение взятки (статья 290);
  • • дача взятки (статья 291);
  • • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • • служебный подлог (статья 292);
  • • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).
  • За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
  • • штраф;
  • • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • • обязательные работы;
  • • исправительные работы;
  • • принудительные работы;
  • • ограничение свободы;
  • • лишение свободы на определенный срок.
  • Административная ответственность за коррупционные правонарушения
  • К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, можно отнести такие, как:
  • • непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • • несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);

• нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа (статья 7.29. 1);

• отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);

  1. • нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  2. • нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  3. • ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  4. • использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  5. • незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);

• незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего) (статья 19.29).

  • За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
  • • административный штраф;
  • • административный арест;
  • • дисквалификация.
  • Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Источник: https://gazeta-hmrn.ru/index.php/polezno-znat/63-pravovoe-prosveshchenie/1153-otvetstvennost-za-prestupleniya-korruptsionnoj-napravlennosti

В россии хотят, но все не вернут в ук меру наказания по статьям за коррупцию — полную конфискацию всего имущества

Глава Следственного комитета России, генерал юстиции Александр Бастрыкин вновь, уже в который раз, заявил о необходимости вернуть в Уголовный Кодекс РФ меру наказания в виде полной конфискации имущества коррупционеров. По мнению Бастрыкина, это позволит властям эффективнее возмещать нанесенный государству ущерб от коррупционных преступлений.

Эта мера наказания была в Уголовном кодексе России до 2003 года и предполагала, что каждый может лишиться своего имущества, если оно было нажито преступным путем. Но в декабре 2003 года Госдума исключила конфискацию из УК.

За последние 8 лет в России было направлено в суд около 80 тыс. уголовных дел о коррупции.

В качестве обвиняемых по ним было привлечено 5038 лиц, обладающих особым правовым статусом — в их числе свыше 3 тысяч депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 94 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 35 судей, 119 прокурорских работника, 516 адвокатов, 604 следователя различных ведомств, в том числе 122 — Следственного комитета.

По каким статьям в РФ можно украсть, отсидеть и потом «жить припеваючи»За 7 лет из-за коррупции РФ потеряла минимум 123 млрд рублейРоссия подписала Конвенцию ООН о конфискации, но не выполняет ееВ Госдуме обсудят возвращение конфискацииВ России не конфискуют, а в Лондоне россиянам уже грозит полная конфискация

Только за первые три месяца 2019 года у коррупционеров было арестовано имущества на 5,3 млрд рублей, заявил Бастрыкин в интервью газете «Известия». В 2018 году у фигурантов уголовных дел о коррупции изъяли только денег и драгоценности на 2 млрд рублей, а имущества арестовали на 15 млрд рублей.

Чтобы наказание за коррупцию стало неотвратимым, а само незаконное использование полномочий должностными лицами в целях личной наживы потеряло всякий смысл, предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статье 44 УК РФ, с возможностью ее применения по коррупционным преступлениям.

По каким статьям в РФ можно украсть, отсидеть и потом «жить припеваючи»

На данный момент УК предусматривает конфискацию имущества только по нескольким «коррупционным статьям»: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и некоторых иных. Но даже по этим статьям судьи зачастую не назначают меру наказания в виде конфискации в связи с ее необязательностью.

Конфискация имущества до сих пор не грозит в России тем чиновникам и представителям властей, кто ради незаконного получения выгоды и прибыли:
— превышают должностные полномочий (ст. 286 УК РФ);
— незаконно участвуют в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
— получают взятки (ст.

290 УК РФ);
— совершают служебные подлоги и предоставляют заведомо ложные сведения (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);
— присваивают или растрачивают чужое имущество (ст. 160 УК РФ);
— мошенничают, используя свои служебные полномочия (ст. 159 УК РФ);
— препятствуют законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
— присваивают бюджетные средства (ст. 285.

1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
— регистрируют незаконные сделки с землей (ст. 170 УК РФ) и т.д.

  • Все чиновники, нарушившие закон по этим статьям, и попавшиеся на своих преступлениях, ныне отбывают свои сроки спокойно, будучи уверенными, что украденные у государства или других людей средства у них не отберут, на эти деньги их семьи, дети и внуки будут обеспечены надолго.
  • Чтобы такого не происходило, и предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статью 44 УК РФ как дополнительный вид наказания, с возможностью ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса РФ по преступлениям коррупционного характера.
  • Кроме того, СК РФ настаивает на введении института уголовной ответственности и для юридических лиц, так как в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц.
  • Россия подписала Конвенцию ООН о конфискации, но не выполняет ее
  • Во многих странах мира по «коррупционным статьям» предусмотрена конфискация не всего имущества осужденного, а только того, что было предназначено для совершения преступления либо было получено в результате него.
  • К примеру, признанная Россией Конвенция ООН 2004 года, направленная против организованной преступности, обязывает государства, ее подписавшие, ввести конфискацию: а) доходов от преступления или имущества, стоимость которого соответствует этим доходам; б) оборудования или других средств, использованных при совершении преступления.
  • Конвенция ООН о борьбе с коррупцией дополняет этот перечень доходами, приобретенными путем незаконного обогащения, в том числе — легализованных посредством финансовых операций, а также предназначенных для финансирования преступных сообществ.
  • Несмотря на то, что Россия обязана выполнять подписанные и ратифицированные международные обязательства, Государственная Дума РФ не спешит возвращать в УК конфискацию за коррупционные преступления.
  • В Госдуме обсудят возвращение конфискации
  • Депутаты Госдумы РФ готовы обсудить предложение председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, в том числе и в рамках профильных комитетов, о возвращении конфискации имущества коррупционеров.
  • Как сказал журналистам вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, «любая инициатива требует обсуждения, и мы за то, чтобы все это обсуждать».

«Мы готовы к обсуждению и в рамках наших профильных комитетов, и в рамках нашей фракции («Единой России» — прим.ред.), мы эти вопросы будем обсуждать и, естественно, делать все, чтобы борьба с коррупцией была эффективной», — заверил Неверов.

Он при этом предостерег от того, чтобы антикоррупционные санкции вводились раньше, чем вина будет доказана.

«Самое важное, чтобы при применении подобных решений не пострадали люди, чтобы не было так, что, если сегодня в отношении вас начинают происходить какие-то следственные действия, не работал механизм, когда без суда и следствия происходит конфискация», — резюмировал вице-спикер Госдумы.

Источник: https://www.newsru.com/russia/16jul2019/korruption.html

Коррупция в Российской Федерации

Вострова Е. М. Коррупция в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/258/59138/ (дата обращения: 13.11.2019).



Читайте также:  Чем тюрьма отличается от зоны, колонии, сизо, лагеря в 2020 году?

Основной целью данной работы является выяснение причин коррупции, проблем по противостоянию ей, которые сложились в современном обществе, а также формулировка рекомендаций по противодействию коррупции. Тема коррупции является актуальной, так как коррупционные действия тормозят развитие любого общества, государства.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, Российская Федерация, противодействия коррупции, преступление, взятка.

Введение

Борьба по противодействию коррупции является актуальной темой, особенно в наше время. Однако, как показывает практика, государство до конца еще не может искоренить коррупцию, она встречается повсеместно, в больших и мелких размерах.

В научной литературе с разных аспектов рассматривается понятие «коррупция», но нет единого определения данного понятия.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [3, с. 5]

Высокий уровень коррупции в современной России значительно усложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. А ведь преступления с коррупционной направленностью происходят все чаще и чаще в последнее время.

В данной статье будут выделены основные причины коррупции, проведен анализ ежегодной статистики зарегистрированных сообщений о коррупционных преступлениях, предложены антикоррупционные рекомендации.

Основные причины коррупции вРоссийской Федерации

В современной России есть огромное количество факторов, которые влияют на уровень коррупции. Одним из наиболее главных является — экономический кризис.

В Российской Федерации экономическая и политическая ситуация оцениваются нестабильно, все тому напряженные отношения с внешним миром, санкции, разделение населения на «бедных» и «богатых», среднего класса почти не существует.

Низкий уровень доходов населения провоцирует работников к нарушениям, приводящим к коррупции.

Следующей причиной является — несовершенство и независимость законодательства Российской Федерации. Для того чтобы доказать вину подозреваемого в коррупции, в превышении своих полномочий нужно провести длительное расследование, собрать все факты, доказательства, однако, люди, которые имеют в своем распоряжении большое количество денежных средств с легкостью смогут обойти закон. [1, с. 5]

Еще одной причиной является неразвитость гражданского общества. Государство с демократическим политическим режимом способно эффективно решать проблемы совместно с обществом. Однако, в России с каждым годом происходит отрыв общества от власти, что порождает коррупцию.

Также отсутствие политической конкуренции провоцирует коррупцию. В Российской Федерации заранее уже можно понять, кто займет, тот или иной пост, так как все эти вопросы решаются через взяточничество, либо по родословной.

Анализ ежегодной статистики зарегистрированных сообщений окоррупционных преступлениях

Коррупция является более широким понятием, нежели взяточничество, дача взятки является коррупционным действием. Согласно законодательству Российской Федерации, коррупция предполагает дачу взятки, получение взятки.

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем).

Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность. [2, с. 5]

Таблица 1

Число зарегистрированных преступлений по взяточничеству, тыс.

Взяточничество 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018
7,0 9,8 12,0 13,3 10,0 6,3 7,1

* До 2016 г. — преступления, предусмотренные ст. 290, 291 УК РФ, в 2017 г. — преступления, предусмотренные ст. 290, 291, 291.1 УК РФ. [4, с. 5]

С 2000–2015 гг. число преступлений, связанными с коррупционными действиями увеличивалось, это может быть связано с политической и экономической ситуацией в стране, с переходящим этапом России к рыночной экономике, с изменением государственного строя страны. Уровень жизни населения в Российской Федерации рос начиная с 2000 гг.

, соответственно, это дало толчок развитию коррупции, проявлялась значительная дифференциация доходов населения, «богатые» давали взятки «бедным». Коррупция — это общественная опасность, при ее проявлении снижается эффективность экономики страны. Коррупция расширяет теневую экономику, разрушая конкурентные рыночные отношения.

С 2015 г. число преступлений по взяточничеству начало снижаться, но к 2017 г. снова возросло, при этом в основном снижался уровень низовой коррупции.

Это происходило из-за изменения некоторых процедур, например, еще лет 6 назад человека вынуждали дать взятку за какую-либо услугу, сейчас же можно все быстрей оформить при помощи системы одного окна, также развиваются компьютерные технологии, и многие услуги можно получить через Интернет.

Из-за коррупции некоторые могут получить доход, но все же многие терпят убытки. Чтобы данное явление приостановить стоит регулярно внедрять антикоррупционные меры.

Антикоррупционные меры

  1. укрепление правоохранительной системы;
  2. открытость органов государственной власти и местного самоуправления (доступ ко всем отчетам по федеральному, региональным, местным бюджетам);
  3. неотвратимость наказания;
  4. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  5. создание подразделений по профилактике коррупционных правонарушений;
  6. развитие института гражданского общества. [3, с. 5]

Заключение

Должностные лица всячески используют свои полномочия, для получения экономической выгоды, это же приводит к упаду экономики, повышению уровня преступности, к расслоению общества. Все вышеперечисленное снижает эффективность государственного и муниципального управления, граждане перестают верить власти.

Для того чтобы это предотвратить, следует ужесточить законодательство Российской Федерации, создать в каждой компании (государственной, частной) органы по предотвращению коррупции, усилить контроль. Снижая коррупцию на низшем уровне, постепенно будет видна положительная тенденция на верхних уровнях.

Коррупция — это одна из серьезных проблем нашего государства. Граждане уже считают нормальным, что они являются частью коррупционной системы, это необходимо искоренять.

Литература:

  1. Бутымова Ю. С., Гачава М. Л. Проблемные аспекты борьбы со взяточничеством // Вестн. Владимир. юрид. инс-та. 2011. № 4(21).

Источник: https://moluch.ru/archive/258/59138/

Какая ответственность предусмотрена за коррупцию

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даёт, или от чьего имени взятка передаётся взяткополучателю. В случае, если взятка передаётся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

  • Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорённость между взяткодателем и взяткополучателем. 
  • Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) – это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).
  • Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
  • При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признаётся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  1. Если взятка передаётся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки
  2. Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место: 
  3. а) вымогательство взятки со стороны должностного лица; 
  4. б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. 
  5. Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки. 
  6. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются: 
  7. • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие); 
  8. • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; 
  9. • получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек); 
  10. • вымогательство взятки; 
  11. • получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей). 
  12. Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. 

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. 

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Источник: http://ulmeria.ru/ru/node/59683

Ссылка на основную публикацию