Хищение бюджетных средств: статья ук рф в 2020 году, уголовная ответственность

Присвоение или растрата бюджетного имущества нередко совершаются должностными лицами. Они злоупотребляют своими полномочиями для личного обогащения, из-за чего вредят государству и обычным людям.

Хищение бюджетных средств – серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Конкретный приговор выносится в зависимости от обстоятельств и размера украденного.

Такие правонарушения характерны и достаточно распространены в постсоветских странах (Беларусь, Казахстан, Украина и, кончено, РФ), где наблюдается высокий уровень коррупции.

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

Что является хищением бюджетных средств

Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.

Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.

Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.

Состав преступления

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственностьРасхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.

Услуги или товары могут:

  • Не поставляться или не оказываться.
  • Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  • Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.

Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.

Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.

Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит. Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.

Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.

Мошенничество – это получение средств обманным путем. Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.

Квалифицирующие признаки

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственностьКвалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.

Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями. Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.

Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.

В зависимости от обстоятельств выносится приговор. В Уголовном кодексе прописаны те моменты, которые влияют на наказание. Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.

Злоупотребление служебным положением

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственностьХищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.

Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  • Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  • Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  • Быть на муниципальной или государственной службе.

Из этого можно сделать вывод, что если человек превысил свои полномочия с целью получить выгоду, то его ожидает более строгое наказание. Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.

Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:

  • Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
  • Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
  • Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
  • Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.

Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.

Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.

Источник: https://ypravo.com/hishhenie/byudzhetnyh-sredstv.html

Ук рф статья 158 кража и наказание за преступление

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

Самое популярное преступление – кража (главный признак — тайное хищение). Более детальные комментарии (объективная и субъективная сторона, состава преступления пр.) описаны специалистом высшей квалификации Лебедевым.

Итак, статья 158 УК РФ — кража имущества и наказание, которое предусматривается законом (не стоит путать с наказанием за коррумпированные действия, описанные в законе о противодействии коррупции с изменениями 2018 года).

Хищение в особо крупных размерах статья 158 УК РФ

Кража в особо крупных размерах, закон определил хищение (с умыслом) на сумму, превышающую двести пятьдесят тыс. в национальной валюте, под особо крупным – свыше 1 млн. рублей. За него предусмотрено наказание — штраф один миллион рублей и/или могут устанавливать наказание в виде лишения свободы (ЛС) до десяти лет (максимальный приговор).

Определять тяжесть, меры пресечения и форму в праве только судья (в ходе разбирательства делается правовой анализ и непосредственный разбор уголовного производства). Отметим, что вполне приемлемы и погашение судимости, и примирение сторон (рассматриваются отказные материалы, выносят постановление об отказе в возбуждении и материалы передаются в архив).

Также читайте о статье 162 в последней редакции. подробности тут:

Декриминализация ст 158 УК РФ, когда примут изменения

В сентябре месяце 2015 в данный законопроект членами Государственной Думы во главе с Президентом России были приняты поправки, и статья 158 УК РФ (кража) претерпела изменения.

Из данной статьи исключили определение мелкой кражи (ущерб до 5 тыс., для юридического или физического лица) при условии, что корыстное правонарушение совершенно впервые.

Заключенные, которые сегодня отбывают наказание за подобные преступления, попадают под амнистию.

Основные положения ст 228 УК РФ с последними правками здесь:

Изменения 2018, последние поправки

158 статья УК РФ (кража) еще не вступили в силу, поскольку согласно пункта 30 законодательной программы Госдумы это станет возможно лишь после третьего чтения проекта и публикации.

Сессия запланирована на осень текущего года (ориентировочно ноябрь, когда окончательно примут).

В последней редакции не планируют принимать к рассмотрению дела заключенных, если преступление совершалось виновным неоднократно (рецидив).

Также ознакомьтесь с последними изменениями ст 159 УК РФ. Подробнее тут:

Кража — статья 158 УК РФ (наказание)

Данная статья состоит из четырех частей, каждая из которых определяет свою тяжесть и наказание (сколько дадут).

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

Часть 1 – определяет стандартное хищение чужого имущества (сформулировано понятие), ответственность за которое: штраф до 80 тыс. (любой законный доход, например, заработная плата за год), обязательные работы до года и/или ЛС до двух лет.

Часть 2 определяет форму наказания, для преступления совершенного: группой лиц (по сговору (предварительному) либо без него); нанесение ущерба (значительного); незаконное проникновение в помещение (кража личных вещей из бани, например), хранилище (например, угон автомобиля из гаража); карманные кражи и/или похищение из личных вещей (кража бриллиантов, например). Установлена форма ответственности от штрафных санкций (до 200 тыс), либо могут осуждать до 5 лет ЛС.

По части третьей грозит наказание в виде: штрафа от 100 до 500 тыс.; ЛС — до 6 лет.

Действует если: совершено гос. хищение (нефте- либо газопровод); с проникновением в жилье; для крупного размера.

Часть 4 (особо тяжкая) предусматривает от максимума 10 лет ЛС либо штраф до миллиона рублей. Действует, если кража совершается организованной группировкой и/или в особо крупных размерах. Суд может квалифицировать, как особо тяжкая степень.

Читайте подробности ст 162 УК РФ тут:

Уголовная ответственность для несовершеннолетних

Уголовная ответственность за воровство законодательно предусмотрено по достижении подростком 14 лет (смотри УК РФ — статья 158  кража). Однако до его шестнадцатилетия действуют поправки, описанные в ст.

88 Уголовного Кодекса, согласно которым наказания применяются, но с наибольшей мягкостью (по данным судебной и адвокатской практики расматриваются характеристики пр).

Обычно подростки специализируются на таких видах, как угон автомобиля.

Смягчающие обстоятельства

  • УК РФ 158 статья (кража) гласит, что в рамках судебного процесса к виновному могут применяться СО (из серии вопросов, как отмазаться):
  • • беременность либо наличие детей (малолетних);
    • грабёж совершается впервые;
    • явка с повинной (обвиняемый и на допросе может добровольно признавать свою вину, оказывать содействие);
  • • по принуждению либо в связи с тяжелым положением.

Эти положения вступают в действие на основании ФЗ РФ (Федерального Закона). При их наличие прокурор может попросить суд о смягчении наказания, например, минимально предусмотренное – восемьдесят тысяч штрафа.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

(10

Источник: https://atc-assist.ru/zakon/statya-158-uk-rf-krazha.html

Статья уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д. При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб. Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение.

Читайте также:  Состав суда в уголовном процессе: что такое, какой состав в 2020 году?

Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  1. Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.
  2. Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  3. Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство

Закон ук рф за растрату бюджетных средств

Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями.

За указанные действия Забиняк Н.Б.

осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ». Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем

Хищение бюджетных средств статья в УК РФ

Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей.

Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ. Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего.

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности

Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата

Растрата — это противозаконные действия гражданина, который израсходовал вверенное ему имущество либо передал его третьим лицам без разрешения владельца.

Распространенные виды этого рода преступлений — растрата пенсии по потере кормильца либо опекунских отчислений, материнского капитала.

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

  • Объект присвоения и растраты соответствует объекту хищения, это отношения собственности.
  • Однако предметом преступления может выступать только то имущество, которое было вверено виновному лицу.
  • Основаниями для них служат: гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды); служебные или трудовые отношения;

Уголовная отвественность за хищение бюджетних средств

Она во многом определяет политические, правовые, нравственные, идеологические и другие виды отношений между людьми.

«Мы предлагаем более строгий подход, — подчеркнула депутат.

— В соответствии с нашим законопроектом, похищенная у государства сумма в 6 млн.

рублей, будет признаваться тяжким преступлением, а сумма ущерба «особо крупной», в то время, как наши коллеги посчитали, что нужно подождать, когда субъект похитит 50 млн.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  1. государственную власть;
  2. управления внебюджетных фондов;
  3. муниципальные администрации;
  4. местную власть;
  5. казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда.

Хищение бюджетных средств статья в УК РФ

Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей.

Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ. Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего.

В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд. Хищение бюджетных средств может проходить по ст.

160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным. Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст.

Меры наказания за присвоение и растрату денежных средств

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Москва: .

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Это быстро и бесплатно! Иными словами, если присвоение предусматривает обращение чужого имущества в пользу злоумышленника путем завладения, то растрата является отчуждением материальных объектов, и эти действия также преследуют цель обогащения правонарушителя. Ключевым нормативным актом, регулирующим сферу правонарушений, связанных с растратой и присвоением, является Статья 160 Уголовного кодекса РФ.

Источник: http://KonsulAN.ru/statja-ugolovnaja-otvetstvennost-za-hischenie-bjudzhetnyh-sredstv-34341/

Хищение бюджетных средств статья в УК РФ

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственность

Если рассматривать бюджетную сферу, то среди всех возникающих в ней правонарушений, безусловно, лидирует хищение бюджетных средств. За примерами даже не стоит далеко ходить – практически во всех городах случались ситуации с постройкой жилых домов, предназначавшихся для расселения людей из ветхого жилья. Домов, которые в итоге не были сданы, даже достроены или же строительство было завершено, но всё здание буквально рассыпалось на части от легкого дуновения ветра. Это как раз яркий пример последствий хищения бюджетных средств.

Но если с итогами преступления всё ясно, даже видно невооруженным глазом — что же представляет из себя само преступление? Что говорит на счёт хищения средств в бюджетной сфере Уголовный Кодекс РФ, а так же какие предусмотрены меры наказания за данное действие? В этой статье мы поговорим о составе такого преступления как хищение бюджетных средств, видах наказания за него, а так же рассмотрим нюансы данного нарушения закона.

Хищение бюджетных средств как преступление

Ущерб в результате хищения бюджетных средств является крупным или же особо крупным. Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей. Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ.

Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего. В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд.

Хищение бюджетных средств может проходить по ст. 160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным. Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст. 159 УК РФ.

Внимание

Практически всегда преступление имеет еще и коррупционную составляющую. Чтобы распоряжаться бюджетными средствами и иметь возможность для хищения оных необходимо иметь специальные должностные полномочия.

Ст. 160 УК РФ Присвоение или растрата

Присвоением или растратой, согласно УК РФ, считается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств можно отнести к частям третьей и четвертой данной статьи. Однако перед тем как поговорить о содержании данных частей следует пояснить, в чем состоит разница между такими понятиями как присвоение и растрата:

  • Присвоением считается хищение имущества, которое было вверено виновному. При этом преступник незаконно становится владельцем собственности или имущества и получает право распоряжаться данной собственностью или имуществом;
  • Растратой же считается хищение данного вверенного преступнику имущества в его пользу за счёт расходования, потребления или иного способа использования путём отчуждения.

Если присвоение подразумевает владение, то растрата — именно избавление в пользу обогащения преступника. Характеризуется же само преступление согласно нахождению собственности (имущества) у виновного на момент судебного разбирательства.

Хищение бюджетных средств относится к части 3 и части 4 ст. 160 УК РФ за счёт того, что совершается данное преступление с использованием служебного положения, а так же в крупном и особо крупном размере. Согласно УК РФ крупным размером считается хищение в пользу виновного чужого имущества на сумму от 250 тысяч рублей, а особо крупным – от 1 миллиона рублей.

Важно

Решающим фактором, к какой именно части ст. 160 УК РФ будет отнесено данное преступление, играет именно размер ущерба. При крупном размере – третья часть, при особо крупном – четвертая часть.

Меры наказания

Так как хищение бюджетных средств подразумевает не только незаконное использование собственной должности, а так же должностных обязанностей, но еще и ущерб в крупном и особо крупном размере, то и меры наказания достаточно жесткие.

Если преступление попадает под ч. 3 ст. 160 УК РФ, то наказанием могут являться:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Так же он может быть в размере дохода или заработной платы виновного за срок от года до трёх лет;
  • Лишение права занимать определенные должности, а так же заниматься определенноё деятельностью. Назначается данное ограничение на срок до пяти лет;
  • Принудительные работы с ограничением свободы на срок до пяти лет. Так же работы могут быть назначены дополнительно с ограничением свободы виновного;
  • Лишение свободы на срок до шести лет. Данное наказание может быть применено вместе со штрафом в размере одной заработной платы или дохода виновного за месяц. Помимо штрафа может быть так же назначено дополнительное ограничение свободы на срок до полутора года.

Если преступление попадает под ч. 4 ст. 160 УК РФ, то меры наказания ужесточаются и являют собой:

  • Лишение свободы на срок до десяти лет. Так же со штрафом, размер которого может доходить до одного миллиона рублей или же составлять сумму дохода (заработной платы) виновного за срок до двух лет. Так же может быть назначено и ограничение свободы на срок до двух лет.

Ст. 159 УК РФ  Мошенничество

Хищение бюджетных средств так же может быть осуществлено и с помощью мошеннических действий. Отличие от ст. 160 УК РФ в данном случае является в том, что присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Чаще всего доверительные отношения при данном преступлении к преступнику возникают за счёт должности виновного, его служебного положения.

Использование в корыстных целях данного доверия уже относится именно к ст. 159 УК РФ и являются мошенничеством. Так же одним из основных отличий считается то, что при ст. 160 УК РФ между сторонами исключительно юридически закрепленные и правовые отношения, а если ст. 159 УК РФ, то данные правовые отношения основаны на доверии к преступнику.

Читайте также:  Кто такой "положенец" на зоне в 2020 году? как стать положенцем?

В основе своей хищение бюджетных средств относят именно к ст. 160 УК РФ, так как путём мошенничества получить от государства доступ к бюджетным средствам достаточно сложно. Однако в случае именно применения к ст.

159 УК РФ требуется уже конкретное рассмотрение самого преступления для наиболее правильной классификации. Каждая из частей ст.

159 УК РФ подразумевает различные виды и сроки наказания, а так же у дела могут быть свои нюансы, которые влияют на срок или вид наказания.

Об авторе

(2

Источник: https://ugolovnoe-pravo.ru/hishhenie-byudzhetnyh-sredstv-statya-v-uk-rf.html

Хищение бюджетных средств что это статья УК РФ наказание

Хищение бюджетных средств: статья УК РФ в 2020 году, уголовная ответственностьВ Уголовном кодексе Российской Федерации факт хищения бюджетных средств проходит либо по статье 160 в качестве присвоения либо растраты, либо по 159 (в случае, если в деле о совершении такого преступления установлено наличие мошенничества). Наличие двух статей, характеризующих хищение, вызвано тем, что у таких происшествий бывают самые разные обстоятельства, в зависимости от которых определяется его тип и соответствующая мера наказания.

Практически во всех случаях данное преступление имеет отношение к коррупции, ведь для того, чтобы распоряжаться достаточными для хищения средствами, нужно иметь особенные должностные полномочия.

Без соблюдения данного условия доступ к большим объёмам денежных средств попросту отсутствует.

Ущерб в результате хищения может быть крупным или особо крупным, вплоть до миллиардов рублей, изъятых у государства преступником.

Такие траты наносят ощутимый ущерб государственному бюджету и сильно влияют на его распределение в дальнейшем, ведь если средства были украдены, их нельзя пустить ни на какие полезные цели и программы.

  • Практически всегда вред от хищений является чрезвычайно существенным и имеет ряд неприятных последствий.
  • Хищение бюджетных средств является одним из самых распространённых в определённых сферах преступлением и строго карается по действующему законодательству.
  • По статье 160 присвоение и растрата имеют некоторые различия в определении понятий.
  • Присвоение — это хищение чужой собственности, которая была доверена виновному.
  • Растрата же предполагает отчуждение похищенного имущества тем или иным образом.

Технически, присвоение предполагает исключительно владение чужой собственностью, в то время как растрата означает, что от собственности избавляются, и именно это избавление приводит к обогащению злоумышленника. В обоих случаях у преступника должно быть достаточно полномочий для доступа к средствам, которые подлежат хищению.

В данной статье такое преступление определяется частями 3 и 4, так как для его совершения непременно необходимо использовать служебное положение, а также оно всегда происходит только в крупном и особо крупном размере.

Мелкие суммы, украденные злоумышленником, не подлежат оценке как хищение. Сумма украденных денежных средств должна составлять от двухсот пятидесяти тысяч рублей, или же от миллиона, если речь идёт об особо крупном хищении.

Именно размер ущерба определяет, к какой части статьи будет отнесено конкретное преступление. Меры наказания, которые применяются к преступнику, обычно достаточно жёсткие, потому что само преступление является тяжёлым и включают в себя штрафы до миллиона рублей, а также лишение свободы, сроки которого в некоторых случаях могут достигать двух лет.

Если хищение подпадает под статью 159, то оно классифицируется как мошенничество. Это значит, что в деле имеет место злоупотребление доверием потерпевшего. Чаще всего это достигается, если между преступником и пострадавшим изначально установлены доверительные отношения того или иного рода.

Служебные отношения часто могут быть доверительными, особенно если они существуют между разными лицами уже длительный срок. Использование подобных отношений для извлечения преступной выгоды всегда определяется как мошенничество. Наказание назначается в зависимости от этого обстоятельства.

Хищения обычно относят к частям с третьей по седьмую данной статьи из-за стоимости таких краж, а также прочих особенностей, например, факта использования служебного положения, которое обычно всегда имеет место.

Каждая часть статьи предполагает разное наказание за совершение подобного преступления, причём выбор меры всегда весьма индивидуален в зависимости от состава дела.

Требуется очень тщательное и детальное рассмотрение судьёй конкретного случая правонарушения для вынесения чёткого, справедливого приговора.

Таким образом, хищение может рассматриваться по двум статьям Уголовного Кодекса.

Выбор статьи при определении меры наказания зависит от того, какие отношения были установлены между потерпевшей стороной и лицом, совершившим преступление.

Если в данных взаимоотношениях имело место доверие, то выбирается статья, описывающая случаи мошенничества.

Если отношения были исключительно служебными, то преступление оценивается как присвоение или растрата в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

Источник: https://irg77.ru/pravo/ugolovnoe-pravo/hishhenie-byudzhetnyh-sredstv/

Имитация в особо крупном размере

«Единая Россия» снова выступает в образе несгибаемого борца с коррупцией. Фракция партии власти в Госдуме подготовила законопроект, который вводит новый состав преступления — хищение бюджетных средств, а также понятия «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление». Об этом рассказала «Известиям» председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.

Согласно документу, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) организованной группой или при исполнении госконтракта по оборонзаказу, последует наказание от 7 до 15 лет лишения свободы со штрафом от 3 до 5 млн рублей. Виновный будет лишен права занимать определенные должности до 12 лет.

«Коррупционное преступление», согласно документу, расценивается как общественно опасное виновное деяние, сопряженное с незаконным использованием физлицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконным предоставлением такой выгоды другими физлицам.

Кроме того, законопроект вводит дополнительный контроль за расходами чиновников, которые подозреваются или обвиняются в коррупции. Одновременно с возбуждением уголовного дела их расходы и доходы проверят на соответствие.

«Наша инициатива направлена на то, чтобы привлекать к ответственности всех, кто производит изъятие средств из бюджета, и чтобы не было шанса прикрыться псевдопредпринимательской деятельностью. Не должно быть „бизнес-структур“ по „освоению“ бюджета», — заявила госпожа Яровая.

Насколько эффективным окажется новый антикоррупционный закон?

— Сейчас общая позиция бюрократии не позволяет ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести санкции за «незаконное обогащение», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

— В случае ратификации статьи 20 инициировать уголовное дело по факту незаконного обогащения нашего соотечественника сможет не только Российская Федерация, но и третьи страны.

Между тем, значительная часть российской бюрократии располагает зарубежными активами, и возможность иностранного разбирательства ставит эти активы под удар. Естественно, элиту такая перспектива не устраивает.

Вместе с тем, президент и руководство страны понемногу приходят к пониманию, что необходимо избавляться от влияния коррумпированной бюрократии — путем частичного ее уничтожения через уголовное преследование.

«СП»: — Законопроект Яровой позволит это сделать?

— По идее, подход Яровой правильный, но санкции предлагаются недостаточные.

Ведь что получится в реальности? Чиновник похитил, допустим, бюджетных денег на несколько миллиардов рублей, попался, заплатил штраф 3 миллиона (как предлагает законопроект), сел на 7 лет, и через 3,5 года освободился по УДО (условно-досрочное освобождение). Получается, в результате человек легализует доходы, которые являются незаконными. Это, согласитесь, не совсем тот результат, который хотелось бы видеть.

«СП»: — У вас есть план лучше?

— Мы предлагаем в законопроекте Яровой увеличить ответственность за хищения бюджетных средств до 10−20 лет лишения свободы, и при этом отметить в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), что по коррупционным статьям УДО возможно только в случае погашения нанесенного ущерба. Размер ущерба определяют в этом случае аудиторы Счетной палаты, или следствие, или другие экспертизы, которые проходят в рамках судебного процесса.

Что мы получим в итоге? Коррупционера приговорят по суду, минимум, на 10 лет, из которых, минимум, пять потребуется отсидеть. Причем, чтобы выйти на свободу досрочно, фигуранту придется украденные деньги вернуть. Думаю, многие при таком раскладе предпочтут вернуть похищенное.

За 10 лет заключения многое может произойти. Например, молодая жена разведется с мужем-сидельцем, и начнет наворованное активно тратить. Смотреть на это из-за решетки в течение 10 лет очень обидно.

По сути, мы предлагаем эффективный механизм добровольного возврата активов. Я считаю, в нынешней российской ситуации — механизм единственно правильный. Главное, на мой взгляд, не посадить коррупционера, а вернуть «бабки» в казну.

«СП»: — Есть шанс, что ваше предложение примут?

— Мы будем добиваться. Это единственный механизм, который будет работать в России.

«СП»: — А механизм Яровой работать не будет?

— Будет, но с гораздо меньшей эффективностью…

— Практические последствия от принятия проекта закона Яровой могут иметь только изменения, вносимые в УК РФ, — отмечает адвокат Вадим Клювгант. — По существу, законопроект предлагает персонализацию ответственности именно за хищение бюджетных средств.

Это в чистом виде возврат к советским временам, когда социалистическая собственность защищалась по-настоящему, а личная (частной тогда не было) — по остаточному принципу, как менее значимая. Но в Конституции, которая определяет нашу жизнь с 1993 года, ясно написано, что устанавливается равноправие всех форм собственности.

Равноправие подразумевает, соответственно, и равную защиту этой собственности.

«СП»: — Другими словами, в новой норме нет необходимости?

— Не только нет необходимости в индивидуальной ответственности и усиленном наказании за хищение именно бюджетных средств. Такая норма нарушает прямые требования Конституции. Мне непонятно, почему новый проект закона защищает только одну часть одной формы собственности. Ведь госсобственность бывает еще в виде объектов, ценных бумаг, других активов.

«СП»: — Зачем тогда понадобился проект закона?

— Это суета, имитирующая антикоррупционную активность, которой в действительности нет, поскольку отсутствует воля для ее реализации.

Сегодня там, где под подозрение в коррупционной деятельности попадают «свои», включаются тормозные механизмы, и правоохранительная система проявляет необъяснимую пассивность.

А где «чужие» — в ход идут свирепые наказания и сфальсифицированные уголовные дела. Истинную проблему я вижу именно в этом. А вовсе не в том, что в УК не хватает какой-то статьи.

«СП»: — А определения коррупционного правонарушения и преступления нужны?

— Появятся они — хорошо, не появятся — без них понятно, о чем речь. Главное, что будет написано в нормах, устанавливающих конкретные санкции — уголовные или административные. Определения, скорее, не более чем имиджевый ход.

«СП»: — В законопроекте Ирины Яровой хищения в особо крупном размере определяется суммой 6 миллионов рублей. Она взята с потолка?

— Есть примечания к статье 158 УК — именно эта статья открывает раздел преступлений против собственности. В них четко сказано, что считается, применительно к хищению, крупным и особо крупным размером.

И здесь мы возвращаемся к моменту, что формы собственности у нас равны перед законом, и не должно быть дискриминации, перекоса в отношении к какой-либо форме собственности, и уж тем более к ее части. Это вносит еще большую бессистемность в УК и УПК, которой и без того хватает.

Никакой пользы такие поправки принести не могут, а вред — безусловно.

«СП»: — Законопроект Ирины Яровой может привести к увеличению коррупционности? К тому, что гражданину, которого обвиняют в хищении бюджетных средств, придется просто больше «заносить», чтобы закрыть дело?

— Всякое нарушение системности законодательства и его прозрачности дает дополнительный простор для произвола — во всех его формах и со всеми вытекающими последствиями. Понятно я ответил?..

— Мы с Виктором Илюхиным еще 15 лет назад разработали проект закона по борьбе с коррупцией, — напоминает руководитель юридической службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. — Он прошел и Госдуму, и Совет Федерации — только Ельцин его завернул и не подписал.

Документ предусматривал, что за хищение госсобственности в особо крупных размерах полагается высшая мера наказания — расстрел. Плюс к тому, вводил ответственность должностных лиц за декларирование не только доходов, но и расходов. Вот это — эффективные меры воздействия на коррупционеров.

К сожалению, власть они категорически не устраивают.

Единороссы пытаются сейчас изобрести что-то новое. Но и в действующем УК достаточно статей для борьбы с коррупцией. Нет главного — государственной уголовной политики в этом направлении. Поэтому можно еще 20 статей антикоррупционных в УК вписать, но если их не будут применять на практике — какой в них толк?!

В советское время за коррупцию конфисковывали имущество и расстреливали без разговоров. Эти меры хорошо сдерживали коррупционеров. А то, что предлагает Яровая — полумеры, которыми проблемы не решить. Болезнь зашла слишком далеко, и лечить ее законопроектом госпожи Яровой — все равно, что пытаться лечить рак таблетками от головной боли…

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/76537/

«В УК нет прямой нормы, предусматривающей наказание за хищение бюджетных средств»

В Госдуме предложили ввести пожизненные сроки за коррупцию. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовили депутаты нижней палаты от ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев. Господин Ищенко пояснил суть инициативы ведущему «Коммерсантъ FM» Максиму Митченкову.

Читайте также:  Незаконное задержание сотрудниками полиции: ст. 301 ук рф в 2020 году, ответственность

Согласно инициативе парламентариев, в УК должны появиться две новые статьи. Первая будет предполагать наказание за «хищение бюджетных средств», вторая — за «хищение средств государственных внебюджетных фондов.

Уголовные сроки будут зависеть от размера ущерба. Так, присвоение денег из бюджета на сумму до 10 млн руб. обернется лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. За кражу более 10 млн максимальный срок составит 12 лет, а хищение более 50 млн руб.

из бюджета может закончиться пожизненным заключением.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей инициативе, какие наказания, какие сроки за какие хищения?

— Все сроки вы уже озвучили. Мы вносим изменения в Уголовный кодекс и добавляем еще две статьи, которые предусматривают как раз наказание за хищение бюджетных средств и средств небюджетных фондов.

Просто, как выяснилось, в самом Уголовном кодексе нет прямой нормы, которая предусматривала бы наказание за хищение средств, связанных с бюджетной сферой.

Есть целая глава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но в этой главе есть ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а прямого указания на хищение средств, этой статьи просто не было в Уголовном кодексе.

И за все такие преступления были наказания, предусмотренные 159-й статьей «Мошенничество».

Формулировки в этой статье настолько расплывчатые, что зачастую коррупционерам и тем, кто участвовал в хищениях бюджетных средств, удавалось фактически выходить из воды сухими.

Потому что наказание предусматривается по самой тяжелой статье до десяти лет лишения со штрафом или без штрафа, с ограничением свободы или без ограничения.

Настолько не прописано четко наказание по этой статье, что суд мог вынести просто решение о взыскании штрафа, при этом отпустить виновного в хищении на десятки миллионов рублей.

— А в вашем законопроекте все четко, все строго прописано?

— Как раз мы и предлагаем уйти от нечетких формулировок, и прописываем, что есть минимальный срок для наказания – пять лет, и, если сумма хищений не превышает 10 млн руб., то максимальной срок в этом случае десять лет.

Мы даем четкую вилку: от пяти лет до десяти лет, от семи лет до 12 лет, и от 10 лет до пожизненного, при этом прописываем размер хищения. Это соответственно до 10 млн рублей, от 10 млн руб. до 50 млн руб. и свыше 50 млн руб.

, крупные и особо крупные.

— А вы не считаете, что слишком жесткое наказание — вплоть до пожизненного заключения?

— Я не считаю, что это слишком жесткое наказание.

Для любого чиновника, для государственного служащего или муниципального служащего должно быть четкое табу: ни в коем случае нельзя делать какие-то действия, направленные против бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта или муниципалитета, потому что это средства, которые принадлежат народу, это средства налогоплательщиков. То есть средства каждого из нас с вами. Это должен быть отдельный состав, именно поэтому мы предусматриваем такие жесткие меры наказания.

Еще наше предложение связано с тем, что за последние несколько лет целая череда таких скандалов стала известная общественности. Это касается и дела Министерства обороны, где госпожа Васильева уже несколько лет находится под домашним арестом и никак не получит наказание.

Это касается, например, хищения средств Росреестра, несколько миллиардов рублей было вывезено через офшорные компании руководством Росреестра.

И статья возбуждена по составу «Халатность», причем еще есть и прямой ущерб государственным интересам Российской Федерации, поскольку государственная тайна стала известна абсолютно не тем людям, которые должны были ею располагать. И руководство Росреестра уехало за границу вместе с этими государственными секретами.

— Сейчас на какой стадии ваш законопроект, вы уже внесли его на рассмотрение?

— Мы вносим концепцию законопроекта на общественное обсуждение, хотим две-три недели дать всем заинтересованным лицам и организациям высказать свое мнение и предложить что-то, и после окончания общественного обсуждения будем вносить его в Государственную думу. Концепция разработана, она уже опубликована в СМИ.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2608645

Сколько лет дают за хищение бюджетных средств

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.

Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158 .

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Отличие кражи от присвоения и растраты

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия.

Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст.

160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).

Объективная сторона преступного деяния:

Верите в честность судов?

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

Статья УК РФСостав и квалификация преступленияМеры наказания
158.1 тайное хищение
  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.
158.2 то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3 тайное хищение в крупном размере
  1. штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4 тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет
159.3 хищение имущества с использованием служебного положения
  1. штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
159.4 то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4 , а именно – лишение свободы на 5 лет.

источник: lexconsult.online

Related Articles

Замена водительского удостоверения в связи с окончанием цена

Как оформить брачный договор 2019

Как наказать продавца за обвешивание

  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Ответственность За присвоение или растрату бюджетных средств УК РФ предполагает несколько видов наказаний:

  • штраф от 120000 рублей или в размере доходов осужденного за однолетний период;
  • до 24-х часов обязательных работ;
  • до полугода исправительных работ;
  • до 2-х лет ограничения свободы;
  • до 2-х лет принудительных работ;
  • до 2-х лет лишения свободы.

Наказание группы лиц Если доказывается, что в присвоении или растрате участвовала группа лиц по предварительному сговору, а потерпевшему был нанесен значительный имущественный ущерб, это считается отягчающим обстоятельством.

Хищение бюджетных средств статья в ук рф

Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности — Государство и право 2007.

Источник: https://filicheta2.ru/hozyaystvennoe-pravo/skolko-let-dayut-za-hishhenie-byudzhetnyh-sredstv.html

Ссылка на основную публикацию