В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств.
Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция. Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит.
В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.
Значение термина «экстрадиция»
Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.
Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.
Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.
Классификация экстрадиции
Экстрадиция имеет свою классификацию, основанную на многочисленных критериях.
В зависимости от субъективных оснований этот процесс можно разделить на такие виды:
- по отношению к гражданину Российской Федерации;
- по отношению к иностранному гражданину;
- по отношению к апатриду;
- по отношению к бипатриду.
С учетом итоговой цели процедуры классификация выглядит следующим образом:
- Осуществление уголовного преследования.
- Осуществление правосудия.
- Исполнение приговора.
В зависимости от прав и обязанностей договаривающихся между собой сторон экстрадиция может быть разделена на такие виды:
- Выполнение процедуры по запросу Российской Федерации из иностранной державы в уполномоченное ведомство РФ.
- Выдача подозреваемого или обвиняемого по запросу любой страны к России.
В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция бывает договорная и бездоговорная, а исходя из метода правового воздействия, ее можно разделить на добровольную и обязательную.
Также процесс выдачи бывает первичным и повторным. В данном случае классификация зависит от достижения цели экстрадиции. Если после передачи запрашиваемому государству лицо уклонилось от ответственности и вернулось в выдавшую его страну, процедура может повториться.
Еще одним критерием классификации является срок выдачи. Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции.
Действие соглашения о выдаче преступников в международном праве
В большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами. Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников. Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству. Европейская конвенция о выдаче, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято Рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».
Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях.
Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.
По каким принципам осуществляется экстрадиция
Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.
Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:
- Принцип экстрадиционности преступления.
- Принцип специализации.
- Двойная подсудность.
- Взаимная выдача преступников.
- Принцип универсальности.
- Отказ в экстрадиции собственных граждан.
- Принцип «aut dedere aut judicare» («выдай или преследуй»).
- Окончание срока давности.
- Ответственность за совершение преступления политического характера.
- Политическое убежище.
- Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
- Ответственность за совершение преступления финансового характера.
- Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
- Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
- Временная, а также дополнительная экстрадиция.
С какими странами у России подписан договор об экстрадиции
Как известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.
Кому РФ обязана выдавать преступников
На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами.
Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами.
В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.
В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.
Кто обязан выдавать преступников РФ
Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена.
Такими государствами являются:
- члены Европейской конвенции о выдаче;
- члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;
- участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
- Республика Азербайджан;
- Киргизская Республика;
- Япония;
- Греция.
Однако это далеко не полный список.
В каких случаях возможна экстрадиция
Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.
Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны.
Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.
Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.
Условия, при которых преступник может быть выдан другому государству
Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.
Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.
Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором.
Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.
Выдает ли Россия своих граждан
Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран. В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт.
Как осуществляется экстрадиция
Соблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция.
Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.
Стоит отметить, что запрос о выдаче должен быть выполнен непременно в письменной форме и включать в себя все приложенные к нему доказательные документы, в частности, материалы о том, что инкриминируют лицу, чью экстрадицию требуют, с указанием закона, по которому он будет привлекаться к ответственности. Также запрашивающая сторона должна выслать дополнительную информацию по делу, если такое требование будет исходить от страны, которая должна принять решение о выдаче.
Все документы, о которых говорилось выше, передаются по специальным дипломатическим каналам между министерствами юстиции либо прочими органами, на которые взаимодействующие страны возложили данные полномочия.
Необходимо помнить, что власти государства, к которому было направлено требование о выдаче конкретного правонарушителя, в качестве меры пресечения могут подвергнуть его аресту.
В экстренной ситуации данная мера может быть применена до поступления запроса о выдаче.
В этом случае стране, на территории которой находится подозреваемый/обвиняемый, направляется ходатайство о временном аресте данного лица, а уже после этого отправляется бланк запроса о выдаче преступника.
После того как запрашиваемая сторона приняла решение относительно полученного ею требования об экстрадиции, события развиваются по двум сценариям.
При отказе в экстрадиции человека не высылают из страны, на территории которой он находится, а запрашивающая сторона имеет право обжаловать вердикт; в случае удовлетворения требования иностранного государства о выдаче происходит передача преступника.
В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.
Нюансы экстрадиции в РФ
На сегодняшний день число экстрадируемых в Россию лиц значительно ниже, чем количество преступников, которых выдала она. Несмотря на то, что Российская Федерация имеет более 300 международных договоров об оказании правовой помощи, процесс экстрадиции нередко усложняется, если в деле замешаны политические или юридические мотивы. Также в процессе принятия решения, не последнее место занимает уровень сотрудничества в данном вопросе между странами, а также отношение к Российской Федерации как к государству в целом.
В процедуре экстрадиции часто действует принцип «ты – мне, я – тебе». Так как РФ своих граждан никому не выдает, как, скажем, страны-члены ЕС, которые заключили между собой соглашение об экстрадиции, некоторые страны не спешат выдавать России преступников, находящихся на их территории.
Когда в экстрадиции может быть отказано
Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.
Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:
- регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
- предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
- лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
- лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.
Как избежать выдачи российским властям
Для того чтобы избежать экстрадиции в Россию, для убежища следует выбирать страны, которые не связаны с ней обязательством взаимовыдачи преступников, например, США или Великобританию. Если вы находитесь на территории страны, с которой у России подписан международный договор об экстрадиции, правильным решением будет заручиться поддержкой специалистов.
В чем разница между экстрадицией и депортацией
Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно.
Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство.
А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.
Подведем итоги
Выдача преступников другому государству в уголовном праве занимает особенную роль, так как является важнейшим инструментом международного сотрудничества.
Между странами ЕС заключены соглашения о выдаче своих граждан – так называемый Европейский ордер на арест, который значительно упрощает и ускоряет процедуру экстрадиции.
Многие государства, в числе и РФ, имеют двусторонние договоры о правовой помощи либо являются членами схожих по содержанию конвенций. Если подобных договоренностей нет, право убежища и выдача преступников осуществляется по усмотрению правительства запрашиваемой страны.
Довольно часто на решение об удовлетворении требования о выдаче влияют политические взаимоотношения государств либо репутация конкретной страны на международной арене. Если страны хорошо сотрудничают между собой в правовых, а также политических аспектах и протокол процедуры экстрадиции соблюден в полной мере, выдача предполагаемого преступника осуществляется в большинстве случаев.
В современном мире преступность набирает обороты, все больше выходя на международный уровень. Экстрадиция в зависимости от договоренностей применяется в большинстве развитых стран и помогает привлекать к ответственности преступников, на чьей территории они не находились бы. Этот процедура имеет огромное значение в межгосударственных правовых взаимоотношениях.
Источник: https://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/prozhivanie-v-rf/ekstradiciya-iz-rossii.html
Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия
В попытках избежать наказания, преступник может воспользоваться возможностью скрыться, эмигрировав в страну, находящуюся в политической конфронтации со страной, где он совершил само преступление.
Но, в некоторых развитых государствах существует такое понятие в уголовном праве, как экстрадиция. О том, что же это означает и в каких странах этой экстрадиции пока ещё нет, вы узнаете, прочитав нашу статью.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что такое экстрадиция
Экстрадиция является одной из форм сотрудничества на международном уровне между государствами, помогающая им бороться с преступностью.
Простыми словами, это арест и последующая передача (по запросу) преступника или подозреваемого в совершении преступного деяния одним государством какому-либо другому.
В случае США экстрадиция существует и между самими штатами этой страны.
В наше время у Российской Федерации есть порядка трёхсот международных договоров о юридической взаимопомощи с другими государствами. И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция. Помимо этого, в помощь входят следующие меры:
В каких странах нет экстрадиции
Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:
- Швеции;
- Великобритании;
- Америки;
- Белоруссии;
- Китая;
- Украины;
- Японии;
- Польши.
Особенности экстрадиции
Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения преступные деяния, связанные с гражданским либо административным видом ответственности.
Процедуру выдачи преступников нашему государству лёгкой не назовешь. Данную ситуацию усложняет очень низкий уровень доверия к нашему правосудию.
Западные страны чаще остальных стран во всём видят исключительно политический контекст и ставят под сомнение достоверность предоставляемых им фактов, если речь идёт о нашей стране. Такая картина имеет место быть даже в случае очевидности вины запрашиваемого преступника. Вот так, из-за недостаточного уровня доверия между странами, в экстрадиции может быть отказано.
Но, когда преступление и доказательства достаточно серьёзные, и государствами заключено соответствующее соглашение, то в этой ситуации другая сторона не имеет права отказать в выдаче беглеца. В общем, это всё, что касается особенностей обмена преступниками, совершившими уголовно-наказуемые деяния, между разными государствами.
Экстрадиция в РФ
Согласно нормам, прописанным в ст. 13 УК России, граждане этой страны, совершив преступление на территории другой какой-либо страны, не подлежат выдаче этой стране. Но данное положение не отменяет уголовной ответственности и соответствующего ей наказания. По ст. 12 УК РФ данный гражданин подвергнется наказанию в соответствии с законодательством нашей страны.
В 13-ой статье УК РФ также прописано, что выдача касается только преступников, не имеющих определенного гражданства либо иностранных граждан, преступивших закон за пределами территории Российской Федерации, но пребывающих в РФ на момент запроса об экстрадиции.
Как мы видим, наше государство пока лишь частично приняло такой институт, как экстрадиция. Это основное отличие в этом плане России от стран, входящих в Евросоюз, между которыми действует взаимная обязанность по выдаче преступников.
Условия экстрадиции
Выдача преступников является правом, но не обязанностью государства. Обязанностью же она может стать только, если есть двусторонний договор о взаимной правовой помощи в уголовных делах. Экстрадиция осуществляется в отношении преступлений, определённых самим договором, в котором также прописаны все их критерии.
По традиции должно соблюдаться правило, называемое «двойной подсудностью». Иными словами, преступное деяние, из-за которого и запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым законодательствами обеих стран: запрашиваемой и запрашивающей.
Помимо этого, в соглашении прописываются условия, позволяющие отказать в выдаче преступника. К таковым, в основном, относятся обоснованные сомнения правительства запрашиваемой страны в том, что преследование происходит исключительно по мотивам политического характера.
Также могут отказать в выдаче, например, в том случае, если преступник после этого может быть казнён или же подвергнут каким-либо пыткам и неприемлемым унижениям.
Полный список причин для отказа мы приведём чуть позже, в отдельном пункте данной статьи. А пока перечислим все условия, которые должны быть соблюдены в случае экстрадиции при участии, непосредственно, нашей страны:
- Наличие двухстороннего соглашения между Россией и иной страной об экстрадиции.
- Отсутствие гражданства РФ у лица, которое просят выдать. Подданные нашей страны, которые совершили уголовно наказуемое деяние в другой стране, но в момент запроса о выдачи находятся на территории РФ, выдаче подлежать не будут (ч. 1 ст. 13 УК ст. 61 ч.1 Конституции РФ).
- Наличие у преступника гражданства запросившей его экстрадицию страны. В случае наличия у него двойного гражданства могут возникнуть определённые сложности. В качестве примера можно вспомнить случай экстрадиции в прошлом году из Минского СИЗО блогера с российско-израильским гражданством.
- Наличие неоспоримой доказательной базы того, что данное лицо совершило уголовное деяние, в котором его обвиняют.
- Преступление, в котором данное лицо обвиняется также должно быть уголовно наказуемым деянием, согласно законам обоих государств.
- За данное преступное деяние должна предусматриваться мера наказания в виде лишения свободы не менее, чем на год, а для того, чтобы приговор был исполнен – преступника должны лишить свободы не менее чем на полгода.
- Со стороны другого государства должны быть гарантии того, что выдаваемое лицо будет преследоваться исключительно за указанный в запросе вид совершённого преступления и сможет покинуть территорию данного государства по завершению уголовно-процессуальных действий, и не будет передаваться никакому третьему государству.
- Должны быть также и гарантии того, что к преступнику не будут применяться пытки, какие-либо унижающие процедуры или же смертная казнь.
- Представитель государства, которое запрашивает выдачу преступника, имеет неопровержимые доказательства, указывающие на вину данного лица.
Отказы
Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:
- Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
- Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
- Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
- Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.
Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.
Как принимается решение
Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче. В нашей стране такое решение принимает, главным образом, генеральный прокурор либо же иное лицо, исполняющее обязанности его заместителя.
О том, что решение об экстрадиции принято, в обязательном порядке, сообщается субъекту выдачи. Также ему в этот момент разъясняются его права, включая право на обжалование данного определения генерального прокурора Российской Федерации.
Обжалование
Согласно ст. 463 уголовно-процессуального кодекса РФ, решение об экстрадиции подлежит обжалованию. Подать жалобу можно через 10 дней с момента принятия данного решения о выдачи ген. прокурором либо же его заместителем.
И уже основываясь на предоставленную информацию и документацию и выносят одно из двух следующих определений:
- Жалоба признаётся обоснованной, а прежнее решение генпрокурора аннулируется.
- Принятое ранее прокурором решение остаётся в силе, а жалоба не удовлетворяется. В этом случае начинается процедура экстрадиции лица, совершившего преступление, органам власти России соответствующим органам другой страны.
Ну а что касается первого случая, когда определение об экстрадиции отменяется, преступника освобождают далеко не всегда. Отказ совсем не означает, что его вдруг признали невиновным. Возможно, в ходе самого судебного разбирательства были обнаружены какие-то условия, препятствующие этой выдаче, в то время как виновность самого человека очевидна и вполне доказана.
И в этом случае, судебное делопроизводство будет проходить по законам РФ и наказание будет назначено также в соответствии с этими законами. Ну и само собой, отбывать своё наказание преступник также будет на территории Российской Федерации. Об этом прописано в Конституции нашей страны, а также в отдельных пунктах различных международных соглашений.
Процедура экстрадиции
Как мы уже говорили ранее, для осуществления экстрадиции, для начала необходимо, чтобы между самими государствами было соответствующее двустороннее соглашение. Но, помимо этого есть еще и порядок о выдачи преступника или же только подозреваемого правоохранительным органам другой страны. Рассмотрим весь процесс пошагово:
- Подаётся запрос другому государству. На его рассмотрение отведено около сорока дней с момента произведённого задержания подозреваемого лица.
- Производится экстрадиция, но пока только в местную прокуратуру либо другую предназначенную для этого структуру. Именно там и будет выбираться мера наказания в будущем.
- На этом шаге сторона, передающая подозреваемого, проверяет все основания, способные разрешить либо запретить осуществление данной процедуры.
- После первых трёх шагов, принимается определение удовлетворить или отклонить заявку на выдачу.
- В случае разрешения экстрадиции, это определение закрепляется специальным постановлением.
- И только теперь обвиняемого человека ставят в известность об экстрадиции. Как мы уже говорили ранее, у него также есть возможность обжалования этого решения в течение десятидневного срока.
- В том случае, если запрос об экстрадиции отклонён, встречная сторона также может подать кассационную жалобу в течение одной недели.
Заключение
Из этой статьи вы узнали об условиях и специфики процесса экстрадиции. Но, стоит отметить, что в наше время далеко не все государства в достаточной степени доверяют друг другу.
И по этой причине, сам институт экстрадиции развит пока не в полной мере.
Но, учёные умы и аналитики уверяют, что такая нехорошая тенденция будет сломлена уже в обозримом будущем, в силу постоянного роста преступности международного масштаба.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/ekstraditsiya.html
Что такое экстрадиция
Экстрадиция – это процедура передачи одним государством иному граждан, осуществивших преступления различной степени тяжести на территории данного государства.
Важным фактом является то, что экстрадиция выступает не обязанностью, а правом государства, то есть в силу определенных обстоятельств страна вправе выдать официальный отказ в выдаче преступника.
Выдача преступников является обязательной только в том случае, когда об этом между государствами заключено специальное соглашение.
Особенности экстрадиции
На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:
- следственные и судебные мероприятия;
- передача виновных с целью реализации приговора;
- уголовное преследование преступников.
Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния. Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции.
В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются. Такой пункт базируется на положениях ст.
61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ. Однако данным положением не отменяется уголовная ответственность и меры наказания. Так, в соответствии со ст.
12 УК РФ российский гражданин, осуществивший противоправное деяние в рамках другой страны, должен подвергаться уголовному наказанию в рамках России.
Как прописано в ст.
13 УК, выдача преступников касается исключительно граждан без определенного гражданства или иностранцев, которые выполнили преступные деяния за пределами РФ, а на данный момент пребывают на территории России.
Как было указано выше, для осуществления экстрадиции между странами должно быть оформлено соглашение в двустороннем или многостороннем порядке в отношении предоставления юридической помощи.
Условия экстрадиции
- осуществление преступного деяния в рамках страны, выдвинувшей требование об экстрадиции;
- если конкретное преступление было осуществлено против страны и причинило ему определенный вред;
- если злоумышленник имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.
Экстрадиция лица, совершившего противоправные деяния в нескольких странах, выполняется посредством переговоров дипломатов данных стран на базе применения международного права.
Условиями экстрадиции преступников являются:
- следование принципу тождественности, то есть осуществленное деяние является таковым в рамках страны, где оно было осуществлено;
- предоставление гарантий неиспользования смертной казни в отношении преступника, в РФ смертная казнь как мера наказания не применяется, поэтому при передаче злоумышленника государство выдвигает требования касательно того, что смертную казнь не планируется применять.
Если страна требует выдачу злоумышленника для применения к нему уголовного наказания, тогда оно должно предоставить существенные доказательства его вины и причастности к совершенному преступному деянию. Также выдача может требоваться с целью применения уже вынесенного судебного вердикта, тогда основанием для экстрадиции станет официальный приговор суда.
Положениями международного права предусмотрены такие условия, как: выданный преступник не должен подвергаться тюремному заключению, преследованию или ограничению персональной свободы по причине деяний, которые не были базой для его выдачи государству.
Причины для отказа в выдаче преступника:
- выдача требуется на гражданина, который имеет гражданство страны, где он пребывает;
- осуществленное преступное деяние преследуется на основании частного обвинения;
- если период исковой давности уже завершился;
- прочие законные основания, при которых невозможно начало уголовного делопроизводства;
- если требуемый к выдаче гражданин на данный момент в силу определенных обстоятельств не может привлекаться к уголовной ответственности и к нему не могут применяться уголовные меры наказания;
- если экстрадируемым преступником было получено официальное право на получение убежища.
Процедура экстрадиции
Принимается решение об экстрадиции преступника принимается Генеральным Прокурором РФ или его заместителем согласно ст. 462 УПК РФ. Минимальным периодом наказания экстрадированного преступника является 6-месячный срок.
Алгоритм исполнения выдачи:
- подача запроса страной, на территории которой было осуществлено преступное деяние, период запроса составляет 40 дней с дня задержания злоумышленника.
- предоставление задержанного преступника в местное учреждение прокуратуры;
- выбор меры пресечения;
- определение факторов и обстоятельств для исключения экстрадиции;
- удовлетворение запроса или письменный отказ;
- в случае положительного решения по запросу принятие соответствующего распоряжения;
- сообщение лицу о принятом вердикте о его экстрадиции.
- На протяжении 10 дней с момента получения уведомления гражданин может обжаловать такое решение.
- В отдельных ситуациях может выполняться краткосрочная выдача человека для принятия участия в расследовании и судебных процессах.
- На видео об особенностях экстрадиции
Мы рассказали вам о специфике и условиях экстрадиции. Также из материала вы узнали, что в определенных обстоятельствах может быть отказ в выдаче преступника. Также при согласовании экстрадиции гражданина другому государству он имеет законное право на обжалование такого решения.
Источник: https://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-ekstradiciya.html
Для зэков придумали программу-2020
20.10.2016 00:01:00
Пенитенциарная система России должна измениться серьезно, но не слишком быстро
Фото Gettyimages
Уголовно-исполнительному кодексу (УИК) России до 2020 года предстоит серьезная модернизация. Концепция изменений, по информации «НГ», уже подготовлена. В обновленном УИК должен появиться в том числе и более эффективный механизм защиты прав осужденных и их человеческого достоинства.
Концепция общей части УИК, подготовленная на базе юрфака МГУ, прошла общественные слушания. Участники, в частности представители президентского Совета по правам человека (СПЧ) и силовиков, в целом одобрили этот документ.
Нынешний кодекс уже не соответствует поставленным перед ним задачам по исправлению осужденных. В новой версии предлагается детально прописать механизмы защиты прав человека в местах лишения свободы.
До 2020-го модернизации подлежат 93 статьи, примерно половина УИК.
Законодательство важно наполнить новыми нормами, которые обусловлены произошедшими изменениями в социально-экономической, политической и духовной жизни общества, уверены эксперты.
И главная их претензия действительно в том, что уголовно-исполнительная система не способствует исправлению преступников.
Например, целый ряд статей УИК не позволяет эффективно защищать права осужденных, а потому с каждым годом растет и количество рецидивных преступлений.
При доработке нового кодекса обещано учесть рекомендации Европейского комитета против пыток. К примеру, международные стандарты норм жилой площади для заключенных и оказания им медицинской помощи должны стать обязательными.
Зэков должны обеспечить работой с учетом образования, трудовых навыков и их наклонностей. Они даже получат право на высшее образование, будут расширены рамки свободы совести и вероисповедания.
Не забыты и права осужденных на видеосвидания с родственниками и пользование мобильной связью.
Авторы концепции настаивают и на появлении в законодательстве понятия «культурного воспитания осужденных» как одного из направлений исправительного воздействия. При этом, по их мнению, «нужно также предусмотреть, что субъектами социально полезных связей с осужденными являлись и общественные объединения».
Кроме принудительных работ как альтернативного вида наказания предлагается записать в УИК и другие варианты – например, компенсация причиненного вреда или содержание в исправительном центре неполного пребывания.
Планируется расширить и права зарубежных граждан, оказавшихся в российских тюрьмах. Например, приезжим, оказавшимся в колониях, не надо будет получать патентов для того, чтобы работать на их подсобных производствах. Также за иностранцами могут закрепить право общаться и вести переписку на родном языке в том случае, если они не знают русского.
При этом, как выяснила «НГ», сами эксперты настаивают, что изменения в УИК нужно вводить постепенно, «чтобы была возможность практического изучения и прогнозирования последствий вновь вводимой правовой нормы, если такие последствия сразу не очевидны». А главным критерием оценки неэффективности работы учреждений уголовно-исполнительной системы определить «совершение преступлений освобожденным из заключения лицом в течение трех лет после освобождения».
Источник: http://www.ng.ru/politics/2016-10-20/1_6838_zeki.html
Новый закон об экстрадиции: благо Гонконга или "смерть автономного статуса"
2019-06-11T14:59Z
2019-06-11T14:59Z
https://radiosputnik.ria.ru/20190611/1555487599.html
https://cdn21.img.ria.ru/images/155545/10/1555451058_0:335:3045:2048_1036x0_80_0_0_181497474cfabe38f430f83f5b949732.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
В Гонконге сотни тысяч жителей недовольны возможным изменением порядка экстрадиции подозреваемых и преступников. Оппозиция считает, что Китай теперь сможет заставить замолчать диссидентов. Власти говорят лишь о модернизации законодательства. Кто прав?
Поправки в закон об экстрадиции, который в эти дни рассматривает парламент Гонконга, вызвал в этом специальном административном районе Китая бурю. С протестом на улицы вышли от 240 тысяч (по информации полиции) до миллиона (мнение организаторов) человек.
Таких массовых акций в городе не было со времен его перехода из-под суверенитета британской короны в юрисдикцию КНР – то есть с 1997 года.
Почему именно этот закон вызвал столь негативную реакцию жителей? Ведь уже сейчас в Гонконге есть соглашения с разными государствами о взаимной выдаче лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений.
Дело в том, что в списке отсутствуют материковый Китай, еще один специальный район КНР ‒ Макао (бывшая португальская колония) и Тайвань. В местной оппозиции говорят, что их исключили намеренно: в этих регионах якобы нарушаются права человека и Гонконг туда выдавать своих граждан не должен.
Теперь инициированные администрацией района и поддержанные официальным Пекином поправки в закон этот пробел должны заполнить. А значит, в материковый Китай, на Тайвань и в Макао можно будет экстрадировать преступников так же, как в другие (например, европейские) страны.
Противники поправок считают, что в первую очередь они представляют опасность для диссидентов и всех инакомыслящих. В оппозиции вообще говорят, что это «смерть автономного статуса Гонконга».
Глава местной администрации Кэрри Лам, наоборот, заявляет, что новый закон закроет лазейки для преступников с материка, которые оседают на территории Гонконга и чувствуют себя безнаказанными. В ответ на массовую акцию она пообещала лишь «добиваться дальнейшего улучшения и совершенствования законопроекта».
Некоторые эксперты склонны видеть за протестами, захлестнувшими Гонконг, не только опасения самих жителей города, но и влияние на ситуацию внешних сил, отметил в эфире радио Sputnik заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:
«Это не жители Гонконга болезненно воспринимают закон. Это из-за пределов Гонконга пытаются нацелить его жителей на борьбу с Китаем. Особенно сейчас, в условиях американо-китайской торговой войны, с жителями Гонконга проводят определенную работу извне», ‒ считает Андрей Островский.
Статус специального автономного административного района, который описывают формулой «одна страна – две системы», действует в Гонконге с тех пор, как Лондон передал контроль над своей колонией Китаю.
С того момента в течение полувека жителям гарантирована большая автономия, Пекин сейчас отвечает лишь за международные отношения и оборону.
Но официальный Китай попытается постепенно унифицировать свое законодательство и законы Гонконга, полагает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Беcпалько:
«В данной ситуации вполне естественно, что Китай с течением времени будет пытаться привести к единообразию законодательство и вообще все сферы жизни в Гонконге и материковом Китае «, – считает эксперт.
Протесты в специальном административном районе вспыхивают регулярно: ими сопровождается почти каждое значительное изменение в законодательстве или, например, назначение нового руководителя администрации. Так, пять лет назад массовые акции и беспорядки продолжались в городе несколько месяцев.
Участники движения Occupy Central тогда заняли центр Гонконга и требовали провести прямые выборы главы администрации района . После массовых протестов в этом году власти Гонконга выступили с разъяснением: по новому закону экстрадировать в другие регионы Китая будут только тех, кто совершил тяжкие преступления.
Правда, такое разъяснение жителей вряд ли успокоит, и, судя по всему, акции продолжатся. Хотя, как пишет газета South China Morning Post, глава администрации Гонконга Кэрри Лэм призвала учебные заведения, родителей, представителей бизнеса «подумать дважды», прежде чем присоединяться к протестам против закона об экстрадиции.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Источник: https://radiosputnik.ria.ru/20190611/1555487599.html
Гонконг просит не выдавать
Парламент Гонконга в среду рассмотрит во втором чтении проект соглашения об экстрадиции с КНР, разрешающий выдачу Пекину жителей бывшей британской колонии, подозреваемых в нарушении китайских законов.
Законопроект, грозящий разрушить нынешнюю модель отношений с материковым Китаем, вызвал в Гонконге самые массовые протесты за все время его перехода под юрисдикцию Пекина.
Хотя на улицы вышли более 1 млн человек, власти Гонконга полны решимости добиться принятия скандального закона. МИД КНР назвал демонстрации в Гонконге «происками внешних сил».
Ситуация в бывшей британской колонии, в 1997 году получившей новый статус — Специальный административный район (САР) Китая, предельно накалилась в минувшее воскресенье, когда на улицы Гонконга вышли более 1 млн его жителей (общая численность населения региона — около 7,5 млн человек).
Поводом стал внесенный на рассмотрение Законодательного совета (местного парламента) проект соглашения с материковым Китаем, способного стать мощным инструментом в борьбе с политической оппозицией.
В случае принятия закон позволит Пекину добиваться выдачи лиц, подозреваемых в нарушении законов КНР.
Право экстрадиции будет распространяться не только на подозреваемых в совершении уголовных преступлений, но и на правозащитников, диссидентов и политиков, выступающих против политической и культурной экспансии материкового Китая.
Более двух десятилетий после того, как Гонконг покинул последний британский губернатор Крис Пэттен, бывшая колония все еще пользуется широкой автономией, и ее отношения с Пекином основаны на формуле «одна страна — две системы». Тем не менее в Гонконге растут опасения, что этот хрупкий статус-кво может быть нарушен, в результате чего регион утратит свою уникальную идентичность.
Первые массовые протесты вспыхнули в Гонконге осенью 2014 года и получили название «революция зонтиков» (протестующие студенты сидели с зонтиками в руках).
Вторая волна протестов прокатилась по Гонконгу в августе 2016 года — тогда поводом стало решение Пекина не допустить ряд гражданских активистов к участию в выборах в Законодательный совет.
После этого протестное движение в Гонконге себя особо не проявляло, что позволило властям сделать вывод о том, что оппозиция утратила массовую поддержку.
Между тем воскресная акция показала: протестный потенциал далеко не исчерпан.
Толпа, растянувшаяся на несколько километров, прошла от парка «Виктория» к комплексу правительственных зданий в районе Адмиралтейства. Изначально мирная манифестация переросла в столкновения с полицией после того, как наиболее радикально настроенная часть митингующих предприняла попытку прорваться через металлические заграждения и пойти на штурм парламента.
Акция протеста не поколебала решимости главы администрации САР Кэрри Лам добиваться принятия законопроекта, который в среду будет рассмотрен Законодательным советом во втором чтении.
«Это очень важный законодательный акт, который будет способствовать сохранению справедливости и обеспечению выполнения Гонконгом своих международных обязательств в отношении трансграничных и транснациональных преступлений»,— заявила госпожа Лам.
Глава местной администрации настаивала на том, что требование принять новый закон — это не указание из Пекина, а инициатива снизу.
По ее версии, власти Гонконга получили обращение более 300 групп и организаций, призывающих предоставить властям КНР право добиваться экстрадиции из бывшей британской колонии, что должно стать важным шагом в борьбе с преступностью.
Реакцию Пекина изложил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан. «Центральное правительство Китая продолжит поддерживать правительство Специального административного района Гонконг в изменении законодательства»,— заявил китайский дипломат.
По его словам, «большинство гонконгцев одобряют работу местной администрации по внесению соответствующих законодательных поправок». При этом Гэн Шуан не исключил того, что беспорядки в Гонконге могли быть инспирированы внешними силами, добивающимися ослабления КНР.
«Китай решительно выступает против любого внешнего вмешательства в дела Гонконга»,— подытожил официальный представитель МИД КНР.
Ранее англоязычная китайская газета China Daily обвинила в беспорядках «некоторые иностранные силы, которые пытаются посеять хаос в Гонконге и используют протесты для того, чтобы продвигать собственную стратегию и вредить Китаю».
«К сожалению, некоторые жители Гонконга были обмануты оппозиционным лагерем и их иностранными союзниками, поддержавшими кампанию против экстрадиции.
Эти люди не смогли понять, что оппозиционный лагерь использует их в качестве пешек»,— говорится в редакционном комментарии China Daily.
«Предложение принять новый закон неслучайно вывело на улицы Гонконга более миллиона человек.
Это выглядит вполне логичным, учитывая, что предлагаемые нововведения вызвали ожесточенные споры как внутри истеблишмента, так и в гражданском обществе — причем не только в Гонконге, но и далеко за его пределами»,— сообщил “Ъ” наблюдавший за воскресной акцией независимый гонконгский эксперт Брайан Ен.
«Несмотря на теории заговора, нельзя забывать о том, что судебная система Гонконга остается независимой, что неоднократно позволяло добиваться пересмотра решений гонконгского правительства. Между тем последние массовые протесты свидетельствуют о высокой степени непонимания и недоверия между властями Гонконга и его жителями»,— резюмирует Брайан Ен.
Сергей Строкань
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3998492